Проверяемый текст
Ульянищев Павел Викторович. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве (Диссертация 2009)
[стр. 45]

1) в широком смысле как предоставление любой части государства или всем однопорядковым частям какой-либо формы самостоятельности, внутреннего самоуправления1; 2) в узком смысле для определения территориальных образования, созданных с учетом национальных, культурных особенностей компактно проживающего на данной территории населения (территориальная автономия).
В российской и зарубежной науке конституционного права отсутствует единый подход к определению понятия автономии.
В советской и российской юридической науке понятие «автономия» тесно связано с этнической составляющей, с правами национальных меньшинств, решением национального вопроса, нельзя не коснуться более общей и чрезвычайно острой проблематики нации.
Во II пол.
XX в.
разработку вопросов национально-государственного строительства РСФСР, а также правовой анализ процесса образования автономных республик и областей, их юридической природы проводили такие ученые, как А.В.
Радвогин, З.Г.
Еникеева, Р.Ш.
Хафизов, А.М.
Халилов, А.М.
Каримов, К.Д.
Коркмасова.
Отдельно следует выделить исследования советских юристов И.Д.
Левина1
2, Я.Н.
Уманского3 4, Р.С.
Мулукасва1, Б.Л.
Железнова5, О.И.
Чистякова6, А.И.
Лепешкина7 и В.А.

Рахлсвского8.
Распаду СССР посвящено существенное количество научных работ.
Однако они представлены главным образом статьями, монографических
же исследований крайне недостаточно.
Изменение общественного мнения, а также подходов научного сообщества к проблеме автономии в многонациональной России заметно проявилось к середине 90-х
гг.
XX в.
Постепенно начало складываться понимание, что автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры населяющих страну народов и является одной из форм их самоопределения.

1 См.: Сравнительное конституционное право / Под ред.
А.И.
Ковлсра, В.Е.
Чиркина, А.И.
Юдина.
М., 1996.
С.
472-473.
* См.: Левин И.Д.
Национально-государственное строительство // Октябрь и социалистическое государство, Москва, 1967.

5 См.: Уманский Я.Н.
Советское государственное право.
М., 1955.

4 См.: Мулукаев Р.С, Советская автономия.
Казань, 1960.
5 См.: Железнов Б.Л.
Автономия подлинная и мнимая автономия.
М.,
I960; Железнов Б.Л.
АССР высшая форма советской автономии.
Казань.
1984.

6 См.: Чистяков О.И Становление Российской Федерации (1917 1922).
М., 1966.
7 См.: Лепешкин А.И.
Основные принципы социалистической автономии и их осуществление в СССР
И Советское государство и право.
1972.
№11.
8 См.: Рахлевский В.А.
Формы советской автономии М , 1975 46
[стр. 24]

создать определенный баланс в соотношении действующих в разных направлениях сил.
Приверженность правительства к подобной стратегии и тактике может стать эффективным средством достижения стабильности во внутригосударственных отношениях.
Именно сбалансированностью указанных тенденций обладает автономия, имея богатый потенциал к улаживанию межэтнических, национальных, внутригосударственных проблем.
Связывая основы автономии с этнической составляющей, с правами национальных меньшинств, решением национального вопроса, нельзя не коснуться более общей и чрезвычайно острой проблематики нации.
Однако здесь мы ограничимся кратким рассмотрением чисто научных подходов к этому вопросу и познакомимся с самым общим понятийным аппаратом, выработанным разными исследователями при его изучении.
Национальная проблема в автономиях одна из наиболее сложных и острых социальных проблем.
Известный специалист по исследованию национальной проблемы академик Ю.
В.
Бромлей писал, что преодоление застоя в изучении национальной проблематики требует новых подходов к ней, нового мышления.
В этой связи, говорил он, особую актуальность приобретает задача совершенствования понятийного аппарата1.
В первую очередь, это касается определения исходных теоретических понятий: "нация", "национальное государство", "национальная государственность".
Обычно термин "нация" используется в 'грех значениях: либо как этническая общность; либо как синоним "народа", проживающего на определенной территории, имеющего общее происхождение, историю (иногда общий язык и культуру); либо как синоним термина "государство" и его жителей.
Однако понятие "национальное государство" никогда не означало государства в чисто этническом смысле.
1 Бромлей Ю.
В.
Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов.
М., 1988.
С.
37 22

[стр.,32]

Во второй половине XX в.
разработку вопросов национальногосударственного строительства РСФСР, а также правовой анализ процесса образования автономных республик и областей, их юридической природы проводили такие ученые, как А.В.
Радвогин, З.Г.
Еникеева, Р.Ш.
Хафизов, А.М.
Халилов, А.М.
Каримов, К.Д.
Коркмасова.
Отдельно следует выделить исследования советских юристов И.Д.
Левина,
Я.Н.
У майского, Р.С.
Мулукаева, Б.Л.
Железнова, О.И.
Чистякова, А.И.
Лепешкина и В.А.

Рахлевского.1 Важной источниковедческой базой по рассматриваемой проблеме являются пятьдесят девять сборников документов из серии «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве», изданных в 1989 -1997 годах Центром по изучению межнациональных отношений (ЦИМО) Института этнологии и антропологии РАН под редакцией М.
Губогло.
Распаду СССР посвящено существенное количество научных работ.
Однако они представлены главным образом статьями, монографических
исследований, крайне недостаточно.
Таким образом, для советского периода истории России характерны, во-первых, отказ (особенно категоричный во время становления советского строя на территории Российской Империи) от возможности строительства автономий по принципам "индивидуалистического" государства и, вовторых, разработка новых социалистических — основ такого строительства; кроме того, превалировало усмотрение сути автономии в обеспечении развития, народов обширного и многонационального государства через создание национально-государственных образований, не сводимых к автономии.
1 Левин И.Д.
Советское государственное право, М., 1948.
и Национально-государственное строительство //Октябрь и социалистическое государство, М., 1967;
Уманский Я.Н., Советское государственное право, М., 1955; Мулукаев Р.С., Советская автономия, 1960; Железнов Б.Л., Автономия подлинная и мнимая автономия, М., 1960; Компетенция РСФСР и ее субъектов, 1974; АССР — высшая форма советской автономии, Казань, 1984; Чистяков О.И.
Становление Российской Федерации ( 1 9 1 7 1922),
1966; Лепешкин А.И., Основные принципы социалистической автономии и их осуществление в СССР // Советское государство и право.
1972, N 1 1 ; Рахлевский В.А., Формы советской автономии, М., 1975.
30

[стр.,33]

Изменение общественного мнения, а также подходов научного сообщества к проблеме автономии в многонациональной России заметно проявилось к середине 90-х годов XX ст.
Постепенно начало складываться понимание, что автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры населяющих страну народов и является одной из форм их самоопределения.

Современные конституционно-правовые исследования, посвященные автономным образованиям, не так многочисленны, как работы по советской государственности, тем или иным образом затрагивающие вопросы автономии, или даже исследования ученых царской России.
Связано это, пожалуй, не только с тем, что современная наука конституционного npaBav слишком молода по сравнению с названными научными традициями, но и с тем, что проблема автономии как объект исследования утратила былую актуальность после возникновения Российской Федерации; большее значение приобрели конституционно-правовые вопросы статуса субъектов федерации, разграничение их полномочий с центром, равноправия субъектов федерации и т.д.
Существо и правовая природа субъектов федерации, названия которых содержат обозначение автономности (автономные округа и автономная область) до недавнего времени в довольно малой степени были предметом научного интереса.
Все же следует упомянуть и охарактеризовать некоторые исследования, посвященные современной российской автономизации.
Характерной чертой большинства работ конституционно-правовой направленности, посвященных проблеме автономии новой России, является то, что их авторы обращаются преимущественно к практике (законодательной, а так же этнографической) построения конкретных автономных образований на территории Российской Федерации, а не к идее автономии как таковой, к изучению возможностей применения автономии в сего

[Back]