Проверяемый текст
Лукашева Наталья Вячеславовна. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы (Диссертация 1998)
[стр. 56]

пия), Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия (Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Республика Крым и др.), экономические (Сардиния (Италия), 14 автономных сообществ Испании и др.), политические (остров Сицилия и др.), географические (острова Азорского архипелага и Мадейра в Португалии) и комплексные.
В большинстве государств Европы автономные образования были учреждены в следующих целях: а) обеспечение прав национальных меньшинств на самоорганизацию и самоопределение; б) создание условий для поощрения их этнической, языковой и религиозной самобытности; в) сохранение, укрепление и развитие особых политических, правовых, экономических, социальных и культурных институтов в условиях единого государства.
Как уже было доказано в § 1 настоящей главы институт автономии рассматривается как форма реализации права на внутреннее самоопределение.
В соответствии со ст.1 Международного пакта о гражданских и политических правах все народы имеют право на самоопределение.
В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие1.

По мнению ряда ученых, ч.1 ст.1 Пакта относится к внутреннему самоопределению, формой выражения которого и является автономия.
Например,
X.
Хаинум отмечает, что в отношении меньшинств в международном праве появился новый принцип, связанный с их правом на внутреннее самоопределение и автономию, не ставящий под угрозу суверенитет государства1 2 *.
По мнению Г.Б.
Старушенко, «в современных демократических государства право на самоопределение реализуется, прежде всего в границах государства, в состав которого входит народ, и в таких политических формах, как национально-культурная автономия, территориальная
автономия»’.
Идея внутреннего самоопределения связывается с понятием автономии в том смысле, что национальные меньшинства
получают право на самостоятельное решение внутренних дел, включая образование, культуру, здравоохранение, социальные вопросы, внутреннее налогообложение для финансирования автономных функций4.
1 Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г.
Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) И Ведомости Верховного Совета СССР.
1976.
№ 17.
Ст.
291.
2
См.: Hannum П.
Autonomy, Sovcrignty and Self-Determination.
Philadelphia.
1990.
P.473-474.
См.: Старушенко Б.Г.
Самоопределение без сепаратизма // Международная жизнь 1993.
№11.
С.
130
11 См.: Alfredsson G.
The Right of Self-Determination and Indigenous Peoples // Modem Law of SelfDetermination.
Dordrecht.
Boston.
London, 1993.
P.

53; Rosas A.
Internal Self-Determination // Modern Law of 57
[стр. 27]

27 * центра, тогда как право на политическое отделение и создание независимого государства такого согласия не требует.
Хотя В.И.Ленин никогда не связывал право наций на самоопределение с автономией, в отечественном государствоведении вопрос об автономии рассматривался через реализацию национальной общностью права на самоопределение, и проблема проецировалась на ленинскую трактовку этого права.
В западной доктрине раскрывается другой аспект принципа права на самоопределение применительно к автономии.
Ни одна из Конституций зарубежных стран не содержит положений о праве наций на самоопределение, так как это чревато сепаратизмом и нарушением целостности государственных границ.
Трактовка самоопределения как права на отделение потеряла свою актуальность.
Представляется возможным рассмотрение института автономии, как реализации права на внутреннее самоопределение.
В соответствии со ст.1 Международного пакта о гражданских и политических правах все народы имеют право на самоопределение.
В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.1
/п.1/.
По мнению ряда ученых, п.1 ст.1 Пакта относится к внутреннему самоопределению, формой выражения которого и является автономия.
Например,
Х.Ханнум отмечает, что в отношении меньшинств в международном праве появился новый принцип, связанный с их правом на внутреннее самоопределение и автономию, не ставящий под угрозу суверенитет государства.2 По мнению Г.Б.Старушенко, "в современных демократических государства право на самоопределение реализуется, прежде всего в границах государства, в состав которого входит народ, и в таких политических формах, как национально-культурная автономия, территориальная автономия"3.
1 Ведомости Верховного Совета СССР.1976.№17.Ст.291.
2
Hannum Н.Autonomy.
Soverignty and Self-Determination.
Philadelphia.
1990.
P.473-474.
3 Старушенко Б.Г.
Самоопределение без сепаратизма//Международная жизнь 1993.№11.С.130.


[стр.,28]

Идея внутреннего самоопределения связывается с понятием автономии в том смысле, что национальные меньшинства, коренные народы получают право на самостоятельное решение внутренних дел, включая образование, культуру, здравоохранение, социальные вопросы, внутреннее налогообложение для финансирования автономных функций.
Как считает Г.Алфредссон, "добавление внутреннего аспекта к списку возможных знаний о самоопределении может способствовать усилению привлекательности необходимых компонентов демократии и автономии".1 Но "ярлык внутреннего самоопределения для автономии и демократии не должен трактоваться широко как особая привилегия.
Современные подходы к концепции внутреннего самоопределения достаточно широки, но автономия называется как один из основных элементов"2.
Делая акцент на право внутреннего самоопределения, как форму самоуправления, представляется возможным рассматривать автономию как способ реализации данного принципа.
Например, в рамках работы ООН неоднократно подчеркивалось, что вопрос об автономии может исследоваться с точки зрения эволюции концепции самоуправления в форме ассоциации с независимым государством.
При этом основными факторами для внутреннего самоуправления следует считать наличие территориального управления /законодательного органа, избираемого населением территории и принимающим законы для этой территории; исполнительного органа-правительства /; определенная степень свободы автономии в экономических, культурных и иных вопросах; отсутствие дискриминации против коренного населения в социальном плане3.
Соотношение автономии с внешним самоопределением и отделением не представляется возможным в силу нахождения автономного образования во внутригосударственных отношениях с центром и подчинения права на автономию 1 Alfredsson G.
The Right of Self-Determination and Indigenous Peoples//Modern Law of Self-Determination.Dordrecht.Boston.London.
1993.P.53.

7 Rosas A.
Internal Self-Determination// Modern Law of Self-Determination.
Opt.
Cit.
P.251.
3 Cm.: Sohn L.
Models of Autonomy within the United Nations Framework//Models of Autonomy.
Opt.Cit.
P.5-22.


[стр.,161]

161 полномочия, которые не представляют угрозы целостности, безопасности и суверенитету государства.
В большинстве случаев контроль государств над автономными единицами не носит жесткоцентрализованного характера с правом одностороннего упразднения или изъятия тех или иных прав.
Автономия не может претендовать на отдельное государственное образование, так как даже при наличии большого объема правомочий все они исходят от государства.
Автономия не является синонимом независимости и не нарушает принципа государственного единства.
Представляется возможным рассмотрение автономии как одной из форм охраны меньшинств и коренных народов, но нельзя сводить понятие автономии только к учету мнений и признанию прав национальных общностей и малых народов.
Автономное управление должно сочетать интересы иноязычных, национальных групп, этнических меньшинств, чувствующих свою культурную, языковую обособленность, чтобы дать им возможности для сохранения идентичности и самостоятельного развития.
Но автономия это вопрос о взаимоотношении большинства и меньшинства, поэтому при определении понятия автономии следует искать более широкие подходы, уважать права как меньшинства, так и большинства.
Анализ зарубежных исследований по деятельности автономных образований позволяет сделать вывод о том, что в западной доктрине принято рассматривать автономию как форму децентрализации, как форму демократизации, как форму урегулирования межэтнических отношений, как форму реализации принципа права на внутреннее самоопределение, как административно-территориальную единицу.
В зависимости от государственной специфики, географических, экономических, национальных факторов, конкретных исторических особенностей с реализацией института автономии связывается решение тех или иных задач, характерных для отдельно взятой страны.
Идея внутреннего самоопределения связывается с понятием автономии в том смысле, что национальные меньшинства,
коренные народы получают право на самостоятельное решение внутренних дел, включая образование, культуру, здравоохранение, социальные вопросы, внутреннее налогообложение для финансирования автономных функций.
к

[Back]