Проверяемый текст
Лукашева Наталья Вячеславовна. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы (Диссертация 1998)
[стр. 57]

Делая акцент на право самоопределения меньшинств внутри государства, представляется возможным рассматривать автономию как способ реализации данного принципа.
При этом основными факторами автономии как формы самоопределения следует считать наличие территориального управления законодательного органа, избираемого населением территории и принимающим законы для этой территории; исполнительног о органа правительства; определенная степень свободы автономии в экономических, культурных и иных вопросах; отсутствие дискриминации против коренного населения в социальном плане1.
Исследование процесса государственно-территориального развития отдельных регионов (Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса в Великобритании* 1 2, Страны Басков в Испании’, Гагаузии в Республике Молдова4 5, отчасти, Автономной Республики Крым в Украине3) позволяет сделать вывод о том, предоставление указанным единицам статуса автономных образований имело целью разрешить национальные противоречия.
Автономия как форма урегулирования межэтнических отношений.
Часто с понятием автономии связывают решение
национапьных проблем, восстановление прав и законных интересов народов.
Как отмечает
Т.Л.
Васильева, «анализ нормативных актов стран западной демократии и практики их применения позволяет сделать вывод о том, что в основе теоретических разработок в области межнациональных отношений и их конкретного регулирования в большинстве случаев лежит концепция автономии»6.
Автономия рассматривается как средство урегулирования межнациональных вопросов особенно тогда, когда речь идет о территории, имеющей неоднородный этнический состав.
Национальные противоречия, возникающие как между одинаковыми по социальному и правовому статусу этническими группами (валлоны и фламандцы в Бельгии), так и между доминирующими и подчиненными этносоциальными общностями (англичане с валийцами, ирландцами
и Self-Determination.
Dordrecht.
Boston, London, 1993.
P.
251 1 Cm.: Sohn L.
Models of Autonomy within the United №ations Framework // Models of Autonomy.
/ Ed.
by Y.
Dinstein Xsew Brunswick, №J: Transaction Press.
1981.
P.5-22.
7 Cm.: Lord Hope of Craighead.
Report about United Kingdom.
// The resolution of Conflicts between the Central State and Entities whith Legislative Power and Constitutional Court.
Strasbourg, 2003.
P.
101-112.
' Cm.: Lopez Aguilar J.
F.
The Spanish Constitutional Experience: from Centralisation to Co-Operative Federalism through Devolution and Autonomy // State consolidation and national Identity.
Strasbourg, 2005.
P.
46.
4 См., подробнее: Skvortsova A.
Models of a Multi-Ethnic State: Options for Moldova // State consolidation and national Identity.
Strasbourg, 2005.
P.
25-34.
5 Cm.: Kymlicka W.
Identity Politics in Multination States // State consolidation and national Identity.
Strasbourg, 2005.
P.
46.
6 Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии.
С.44.
58
[стр. 28]

Идея внутреннего самоопределения связывается с понятием автономии в том смысле, что национальные меньшинства, коренные народы получают право на самостоятельное решение внутренних дел, включая образование, культуру, здравоохранение, социальные вопросы, внутреннее налогообложение для финансирования автономных функций.
Как считает Г.Алфредссон, "добавление внутреннего аспекта к списку возможных знаний о самоопределении может способствовать усилению привлекательности необходимых компонентов демократии и автономии".1 Но "ярлык внутреннего самоопределения для автономии и демократии не должен трактоваться широко как особая привилегия.
Современные подходы к концепции внутреннего самоопределения достаточно широки, но автономия называется как один из основных элементов"2.
Делая акцент на право внутреннего самоопределения, как форму самоуправления, представляется возможным рассматривать автономию как способ реализации данного принципа.
Например, в рамках работы ООН неоднократно подчеркивалось, что вопрос об автономии может исследоваться с точки зрения эволюции концепции самоуправления в форме ассоциации с независимым государством.
При этом основными факторами для внутреннего самоуправления следует считать наличие территориального управления /законодательного органа, избираемого населением территории и принимающим законы для этой территории; исполнительного органа-правительства /; определенная степень свободы автономии в экономических, культурных и иных вопросах; отсутствие дискриминации против коренного населения в социальном плане3.
Соотношение автономии с внешним самоопределением и отделением не представляется возможным в силу нахождения автономного образования во внутригосударственных отношениях с центром и подчинения права на автономию 1 Alfredsson G.
The Right of Self-Determination and Indigenous Peoples//Modern Law of Self-Determination.Dordrecht.Boston.London.
1993.P.53.
7 Rosas A.
Internal Self-Determination// Modern Law of Self-Determination.
Opt.
Cit.
P.251.
3 Cm.: Sohn L.
Models of Autonomy within the United Nations Framework//Models of Autonomy.
Opt.Cit.
P.5-22.


[стр.,29]

суверенитету государства.
Речь не идет об абсолютном государственном суверенитете, так как процессы интеграции обусловливают необходимость согласования интересов центра с требованиями автономных единиц, поиска компромиссов.
По объективным причинам автономия несравнима с суверенным государством ни с точки зрения международного, ни конституционного права.
Автономия не имеет классических институтов государства, даже обладая широкими полномочиями и большой самостоятельностью, она не наделена компетенцией в решении целого ряда вопросов, так как они являются прерогативой государственного суверенитета (сфера внешней политики, обеспечение национальной безопасности и так далее).
Автономия как Форма урегулирования межэтнических отношений.
Часто с понятием автономии связывают решение
национальных проблем, восстановление прав и законных интересов народов.
Как отмечает
Т.А.Васильева, ’’анализ нормативных актов стран западной демократии и практики их применения позволяет сделать вывод о том, что в основе теоретических разработок в области межнациональных отношений и их конкретного регулирования в большинстве случаев лежит концепция автономии”1.
Автономия рассматривается как средство урегулирования межнациональных вопросов особенно тогда, когда речь идет о территории, имеющей неоднородный этнический состав.
Национальные противоречия, возникающие как между одинаковыми по социальному и правовому статусу этническими группами (валлоны и фламандцы в Бельгии), так и между доминирующими и подчиненными этносоциальными общностями (англичане с валийцами и
шотландцами в Великобритании), требуют гибкости национальной политики и разрешения национальных проблем на государственном уровне.
Толерантность государств в отношении представителей национальных групп и обеспечение условий для сохранения и развития их этнокультурной специфики, 1 Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии.
М.1993.С.44.

[Back]