ей к ситуативно-позитивному, это отразилось в формирующем эксперименте (2,79 балла) (см. рис. 10). 70 60 50 40 30 20 10 0 Рис. 10. Д и н ам и ка изменений отнош ения к человеку к ак к иному Не проявилось устойчиво-негативное отношение среди опрошенных. Редко встречается устойчиво-позитивное отношение (7%), которое выросло (8%) на 1%. Чаще встречается ситуативно-негативное отношение (47%), которое заметно снизилось после проведения эксперимента и при формирующем эксперименте снизилось (33%) на 14%. Такое отношение говорит о признании права других людей на культурные отличия при личном неприятии отдельных социокультурных групп, навешивание "ярлыков" (недостойные уважения, опасные и т.д.); такое отношение разными способами оправдывается (общественным мнением, личным опытом и т.д.). При этом увеличилось ситуационно-позитивное отношение к человеку как к иному на 15% и составило после эксперимента 58% (по сравнению с 43%), которое чаще всего встречается у опрошенных: склонность к признанию и уважению представителей разных социокультурных групп при наличии неко135 |
негативному отношению. Мало выражено устойчиво-позитивное отношение к человеку как к другому, то есть готовность к бескорыстной помощи, заботе о других людях. Позитивный рост наблюдаем и по этой составляющей (см. рис. 20). Рисунок 20. Динамика изменений отношении к человеку как к другому Отношение студентов к человеку как к Иному Среднее значение (1,5 балла) во время констатирующего эксперимента говорит о том, что доминирует нейтральное отношение с тенденцией к ситуативно-позитивному, это отразилось в формирующем эксперименте (2,79 балла) (см. рис. 21). 1 2 3 4 5 Ш Констатирующий В Формирующий Рисунок 21. Динамика изменений отношения к человеку как к Иному Не проявилось устойчиво-негативное отношение среди опрошенных. Редко встречается устойчиво позитивное отношение (7%) которое выросло (8%) на 1%. Чаще встречается ситуативно-негативное отношение (47%) которое заметно снизилось после проведения эксперимента и при формирующем эксперименте снизилось (33%) на 14%. Такое отношение говорит о признании права других людей на культурные отличия при личном неприятии отдельных социокультурных групп, навешивание «ярлыков» (недостойные уважения, 151 опасные и т.д); такое отношение разными способами оправдывается (общественным мнением, личным опытом и т.д.). При этом увеличилось ситуационно-позитивное отношение к человеку как к иному на 15% и составило после эксперимента 58% (по сравнению с 43%), которое чаще всего встречается у опрошенных: склонность к признанию и уважению представителей разных социокультурных групп при наличии некоторых предрассудков и стереотипов; неспособность посмотреть на действительность глазами «Иного» (мигранта, беженца, культурного меньшинства), понять проблемы, с которыми сталкиваются эти люди. Отношение студента к своему телесному Я Среднее значение выражено (8,11 балла) в начале эксперимента, и значительно повышается к завершению формирующего эксперимента (J 3,06 балла), что свидетельствует о переходе ситуативно-позитивного отношения к телесному Я в устойчиво-позитивное отношение. Устойчиво-негативное (1%) исчезает в конце эксперимента и резко снижается (с 15% до 1%) ситуативнонегативное отношение (одобрение вредных привычек). Шире всего представлено ситуативно-позитивное отношение (56% до и 50% после) (см. рис. 22). Рисунок 22. Динамика изменений отношения к своему телесному Я 152 |