Проверяемый текст
Курс уголовного права. В 5 томах. Под ред. Кузнецовой И.М, Тяжковой И.М, Борзенкова Г.Н, Комисарова В.С., Том 2 / М.: Зерцало, 2002
[стр. 149]

149 той причине, что он не раскаялся чистосердечно, т.е.
искренне, но предпринял меры для возмещения ущерба.
Кроме того, для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием необходимо наличие положительного посткриминального поведения лица, совершившего преступное деяние, которое свидетельствует о том, что лицо не только глубоко раскаялось в содеянном, но и предприняло в этой связи активные действия, направленные на раскрытие преступления, устранение или заглаживание последствий его совершения.
О свобож дение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

Уголовным законом предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (сг.
76 УК РФ).
Условиями освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим являются: 1) совершение преступления впервые; 2) совершение преступления небольшой тяжести; 3) примирение лица, совершившего преступление с потерпевшим; 4) заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Два первых условия рассмотрены выше применительно к ст.
75 УК РФ, поэтому не нуждаются в пояснениях.
Примирение лица, совершившего преступление, с потерпевший состоит в достижении между ними соглашения о том, что потерпевший отказывается от претензий к лицу, совершившему в отношении его преступное деяние.
Достигнутое соглашение должно быть процессуально оформлено письменным заявлением органу дознания, следователю, прокурору или суду с просьбой об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уже возбужденного уголовного дела в связи с примирением с лицом,
[стр. 115]

потерпевшего по "уголовно-частным" делам может зависеть только привлечение к суду и изобличение виновного.
Однако наказание и в этих случаях налагается от имени государства, в публичных интересах, а не ради удовлетворения частных лиц.
В связи с этим воля потерпевшего должна учитываться только до постановления приговора или, самое большее, до вступления приговора в законную силу.
Неисполнение состоявшегося приговора возможно только в порядке публичного, т.е.
исходящего от государства, а не частного помилования*(192).
Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
в ограниченных пределах предусматривалось УПК РСФСР 1960 г.
В настоящее время согласно ст.
27 УПК (в редакции Федерального закона от 21 декабря 1996 г.) дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 частью первой (клевета без отягчающих признаков) и 130 (оскорбление) УК РФ, возбуждаются лишь по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым.
Примирение допускается только до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Дела по таким преступлениям, как изнасилование без отягчающих признаков (ч.
1 ст.
131), нарушение авторских и смежных прав без отягчающих признаков (ч.
1 ст.
146) и нарушение изобретательских и патентных прав без отягчающих признаков (ст.
142), возбуждаются также только по жалобе потерпевшего, однако прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Производство по таким делам ведется в обычном порядке.
При наличии предусмотренных в УПК РСФСР исключительных обстоятельств прокурор может возбудить уголовное дело по названным выше категориям дел и без жалобы потерпевших.
В таких случаях прекращение дела в связи с примирением с потерпевшим не допускается.
Вместе с тем освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по УК РФ 1996 г.
существенно отличается от традиционного процессуального основания прекращения уголовного дела по делам "частного обвинения", хотя нередко высказывается мнение о том, что эти два института тесным образом связаны между собой.
Так, А.В.Наумов утверждает, что "генетически норма, выраженная в ст.
76 УК РФ, имеет процессуальное происхождение"*(193).
С этим трудно согласиться.
Отличия данного вида освобождения от уголовной ответственности по сравнению с процессуальным основанием прекращения дел "частного обвинения" в связи с примирением с потерпевшим состоят в следующем.
Во-первых, УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления иной категории, нежели дела "частного обвинения".
В уголовном законе говорится о совершении лицом преступления небольшой тяжести.
К таковым относятся, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст.
113), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.
169), вандализм (ст.
214) и др.
Во-вторых, уголовное дело в таких случаях возбуждается не в связи с волеизъявлением потерпевшего, что характерно для дел "частного обвинения", а в обычном порядке.
В-третьих, некоторые категории дел "частного обвинения" (изнасилование, нарушение авторских прав) не могут быть прекращены, а виновное лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с его примирением с потерпевшим, несмотря на то, что уголовное дело было возбуждено по воле последнего.
Таким образом, уголовно-правовой вид освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим имеет вполне самостоятельное значение.
Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим согласно ст.
76 УК РФ допускается только при наличии совокупности следующих обстоятельств: а) совершение преступления впервые; б) деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести; в) примирение виновного лица с потерпевшим; г) заглаживание правонарушителем причиненного вреда.
При примирении с потерпевшим последний должен официально уведомить суд,

[стр.,116]

прокурора, следователя или орган дознания о том, что он примирился с виновным лицом, удовлетворен предпринятыми последним мерами по заглаживанию вреда и вследствие этого не возражает против освобождения правонарушителя от уголовной ответственности.
Мотивы примирения потерпевшего с лицом, совершившим преступление, могут быть различными: удовлетворение постпреступным его поведением по заглаживанию вреда, жалость, надежды на дружбу, совместную работу и т.д.
Однако в любом случае решение о примирении принимается потерпевшим добровольно.
В случае попыток лица, совершившего преступление, его родственников, знакомых или других лиц запугать потерпевшего с целью заставить его сообщить правоохранительным органам о мнимом примирении основания для освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением нет.
Инициатива примирения может исходить как от лица, совершившего преступление, так и от потерпевшего или иных лиц (знакомых, родителей, представителей правоохранительных органов и т.п.).
Мотивы стремления к примирению со стороны лиц, совершивших преступление, могут быть различны: раскаяние, чувство стыда, страх перед грядущей ответственностью и др.
Требование заглаживания причиненного вреда предполагает полное или частичное (в зависимости от обстоятельств дела и возможностей виновного) возмещение морального, физического, имущественного или другого вреда, который претерпел потерпевший в результате совершения преступления виновным лицом.
Включение в УК РФ 1996 г.
нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим обусловило внесение в текст УПК дополнительных предписаний о прекращении уголовного дела по такому основанию.
Согласно ст.
9 УПК (в редакции Федерального закона от 21 декабря 1996 г.) суд, прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора вправе на основании соответствующего заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.
Процессуальной формой данного вида освобождения от уголовной ответственности служит определение суда или постановление прокурора, следователя или органа дознания о прекращении уголовного дела.
В уголовном праве зарубежных государств примирение с потерпевшим как основание прекращения уголовного преследования, а следовательно, и освобождения от уголовной ответственности, используется достаточно часто.
Как говорилось в _ 1 настоящей главы, широкое распространение в ряде зарубежных государств получила такая форма разрешения уголовно-правовых конфликтов, как медиация*(194).
При этом сама медиация может выступать в разных вариантах.
Так называемая простая медиация, весьма сходная с российским видом освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, предполагает определенную посредническую процедуру с целью примирения потерпевшего и обвиняемого при возмещении последним причиненного ущерба.
Этот вид медиации закреплен, к примеру, в ст.
41 УПК Франции 1958 г.
(с последующими изменениями и дополнениями).
В указанной статье говорится о праве прокурора "до вынесения решения по публичному иску и с согласия сторон принять решение о медиации, если он считает, что такая мера способна обеспечить возмещение вреда, причиненного потерпевшему, положить конец конфликту, ставшему следствием преступного деяния, и содействовать исправлению лица, совершившего преступление".
Российский вариант простой медиации, предусмотренный в ст.
76 УК РФ, также предполагает возмещение потерпевшему причиненного преступлением вреда и примирение с ним.
Вместе с тем уголовное право России не предусматривает посреднической процедуры как деятельности по примирению сторон, осуществляемой специальными органами (субъектами).
По закону российские правоохранительные органы в принципе не обязаны принимать какие-либо меры по примирению потерпевшего с обвиняемым, а должны лишь фиксировать факт такого примирения.
В отечественной юридической литературе высказываются предложения о включении в российское законодательство нормы о том, что

[Back]