Проверяемый текст
Курс уголовного права. В 5 томах. Под ред. Кузнецовой И.М, Тяжковой И.М, Борзенкова Г.Н, Комисарова В.С., Том 2 / М.: Зерцало, 2002
[стр. 160]

160 Лицо подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания1.
При условно-досрочном освобождении неотбытая часть наказания не аннулируется.
Ее исполнение только приостанавливается.
И лишь после истечения определенного срока, равного неотбытой части назначенного судом срока наказания (испытательного срока), при соблюдении освобожденным определенных требований возврат к исполнению неотбытой части срока наказания становится невозможным.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
применяется
лишь в тех случаях, когда достигнут определенный в законе уровень исправления осужденного и при этом им фактически отбыта определенная часть срока наказания1
2.
Условно-досрочное освобождение применяется в тех случаях, когда суд установит, что для дальнейшего исправления осужденного нет необходимости в полном отбывании наказания.
В приведенной формулировке отсутствуют какие-либо формальные критерии, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что для дальнейшего исправления осужденного нет необходимости в продолжении уголовноисправительного процесса.
Эта неопределенность, несомненно, усложняет работу судов по применению условно-досрочного освобождения от наказания, вносит в их деятельность излишние элементы субъективизма.
Толкование рассматриваемого положения закона приводит к выводу, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления.
Только в подобной ситуации можно считать, что для их окончательного исправления
1См.: Яковлева Л.В.
Институт освобождения от наказания в российском праве: автореф.
д и с....
докг.
юрид.
наук / Л.В.
Яковлева: Моек.
гос.
ун-т.
-М.» 2003.С.8-9.
2 Сундуров Ф.Р.
Эффективность условно-досрочного освобождения / Ф.Р.
Сундуров /У К новой жизни.-М., 1974.-K2l.-C.48.
[стр. 138]

Суть рассматриваемой правовой категории заключается в досрочном прекращении отбывания наказания при условии соблюдения освобожденным в течение испытательного срока восстановленных законом требований.
В юридической литературе условно-досрочное освобождение от отбывания наказания рассматривается как единое правовое явление.
Но на самом деле в ст.
79 УК РФ установлено два вида такого освобождения: полное и неполное (частичное).
Полным условно-досрочное освобождение будет в том случае, когда осужденный отбывал только основное наказание.
В подобной ситуации невозможно условно-досрочно освободить от части неотбытого основного наказания, а другую оставить для реального исполнения.
Условно-досрочное освобождение относится к неотбытой части основного наказания в целом.
Полным будет условно-досрочное освобождение осужденного от основного наказания и всего дополнительного наказания.
Если же при условно-досрочном освобождении судом применяется частичное освобождение от дополнительного наказания, то его оставшаяся часть исполняется реально.
Параллельно реализуется условнодосрочное освобождение от основного наказания и реальное исполнение части дополнительного наказания.
Это неполное применение условно-досрочного освобождения.
Обратим внимание на то, что в законе речь идет об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, но возможно одновременное освобождение как от основного, так и от дополнительного наказаний.
Следовательно, термин "наказание" употреблен в широком смысле.
В ст.
53 и 55 УК РСФСР 1960 г.
и в ст.
79 и 93 УК РФ установлено, что условнодосрочное освобождение от отбывания наказания "может быть применено" при наличии перечисленных в законе оснований.
Основываясь на словах "может быть", нельзя, по нашему мнению, делать вывод о том, что осужденные не имеют права на условно-досрочное освобождение, ибо оно может быть применено или не применено по воле суда.
Анализируемая терминология закона неудачна.
Если наличествуют все те предписания закона, положенные в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, то суд обязан применить его к осужденному.
Закон предоставляет администрации органов, исполняющих уголовные наказания, право возбуждать перед судом ходатайства о применении условно-досрочного освобождения к осужденным, чье поведение соответствует требованиям ст.
79 и 93 УК РФ.
Условно-досрочное освобождение один из видов освобождения от наказания.
Суть его заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения им ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии с этим законом ст.
79 и 93 УК РФ.
При условно-досрочном освобождении неотбытая часть наказания не аннулируется.
Ее исполнение только приостанавливается.
И лишь после истечения определенного срока, равного неотбытой части назначенного судом срока наказания (испытательного срока), при соблюдении освобожденным определенных требований возврат к исполнению неотбытой части срока наказания становится невозможным.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется лишь в тех случаях, когда достигнут определенный в законе уровень исправления осужденного и при этом им фактически отбыта определенная часть срока наказания.

Отдельные юристы считают, что первое является основанием, а второе обязательным условием применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания*(232).
Рассматриваемая точка зрения представляется спорной.
Требование отбытия осужденным определенной части срока назначенного ему судом наказания также преследует достижение определенных целей наказания: восстановление определенного уровня социальной справедливости и покарания осужденного, частичное достижение задач частной и общей превенций.
В ст.
53 и 55 УК РСФСР 1960 г.
было определено, что условно-досрочное освобождение от наказания могло быть применено к лицам, доказавшим свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением и отбывшим при этом не менее определенной части срока наказания.
Первое из приведенных оснований условно-досрочного

[стр.,139]

освобождения от отбывания наказания в ст.
79 УК РФ изменено.
Условно-досрочное освобождение применяется в тех случаях, когда суд установит, что для дальнейшего исправления осужденного нет необходимости в полном отбывании наказания.
В приведенной формулировке отсутствуют какие-либо формальные критерии, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что для дальнейшего исправления осужденного нет необходимости в продолжении уголовно-исправительного процесса.
Эта неопределенность, несомненно, усложняет работу судов по применению условно-досрочного освобождения от наказания, вносит в их деятельность излишние элементы субъективизма.
Толкование рассматриваемого положения закона приводит к выводу, что условнодосрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления.
Только в подобной ситуации можно считать, что для их окончательного исправления
нет необходимости в полном отбывании назначенного судом наказания, а следовательно, в дальнейшем осуществлении карательно-воспитательного процесса.
На смену ему приходит воспитательное воздействие.
Но если при условнодосрочном освобождении от основного наказания частично или полностью сохранено дополнительное наказание, то лицо, к которому оно было применено, должно подвергаться комбинированному воздействию: воспитательному и карательно-воспитательному*(233).
На практике при решении вопроса о том, встал ли осужденный на путь исправления, учитывается его поведение, осознание своей вины и т.п.
И рассматривается это применительно к режимным правилам отбываемого наказания.
При отбывании лишения свободы, например, учитывается дисциплинированность осужденного, его отношение к труду, к возмещению причиненного преступлением ущерба, к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению, к семье и т.д.
Твердое становление осужденного на путь исправления имеет различную выраженность.
Именно поэтому в соответствующих случаях дальнейшее исправление осужденного возможно без дальнейшей реализации основного и дополнительного наказаний или же при частичном или полном исполнении дополнительного наказания.
Если условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания возможно в отношении лиц, вставших на путь исправления, то тем более оно должно применяться к лицам, доказавшим в процессе отбывания наказания свое исправление.
Но в подобных случаях необходимо полное условное освобождение как от основного, так и от дополнительного наказания.
Отказ от установления запретов применения условно-досрочного освобождения какихлибо категорий лиц, отбывающих наказание, и разрешение его применения к лицам, не только доказавшим свое исправление, но и к более широкой категории осужденных к тем из них, кто твердо встал на путь исправления, значительно расширяет границы его применения.
Условно-досрочное освобождение от наказания становится доступным для каждого осужденного, отбывающего любое из перечисленных в ст.
79 и 93 УК РФ наказаний.
Рассматриваемое основание применения условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания в законодательстве разных стран мира в основном одно и то же.
Это предположение суда о том, что осужденный не совершит новое преступление и его дальнейшее исправление возможно без продолжения отбывания наказания.
Так, в _ 57 УК ФРГ определены следующие требования для применения условнодосрочного освобождения: предположение суда о том, что осужденный без дальнейшего исполнения наказания не совершит новое преступление; согласие осужденного на применение к нему условно-досрочного освобождения.
К тому же при решении этого вопроса суд, в частности, принимает во внимание личность осужденного, его прежнюю жизнь, обстоятельства совершенного им деяния, его поведение при отбывании наказания, условия его жизни и последствия, которые можно ожидать в результате условно-досрочного освобождения.
Вторым основанием для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является фактическое отбытие осужденным определенной части срока наказания, продолжительность которой зависит от категории преступления, совершенного осужденным.


[стр.,160]

преступления не менее двух третей срока наказания.
Рассматриваемое изменение ч.
2 ст.
80 УК РФ значительно расширило круг лиц, к которым возможно применение рассматриваемой замены, что является дальнейшим развитием реализации принципов справедливости и гуманизма.
В течение рассматриваемых сроков отбывания лишения свободы в основном реализуются цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и общая превенция.
Окончательное достижение перечисленных целей наказания должно быть реализовано в процессе отбывания иного, более мягкого наказания.
В соответствии со ст.
80 УК РФ суд может применить замену неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким наказанием, учитывая поведение осужденного.
Каких-либо четких критериев, которые можно было бы положить в основу такого решения, закон не приводит.
Сопоставим рассматриваемое предписание ст.
80 УК РФ с теми требованиями, которые положены в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Согласно ст.
79 УК РФ лицо, отбывающее наказание, может быть условно-досрочно освобождено, "если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания".
Следовательно, для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания не требуется, чтобы осужденный доказал свое исправление, как это предписывалось ст.
53 УК РСФСР 1960 г.
Из положений ст.
79 УК РФ следует, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется к лицам, твердо вставшим на путь исправления (не имеющим нарушений режима, в течение длительного промежутка времени добросовестно относящимся к труду).
Завершение процесса их исправления должно осуществиться в течение испытательного срока.
Из сопоставительного анализа рассматриваемых норм следует, что замена неотбытой части наказания более мягким наказанием должна применяться к лицам, вставшим на путь исправления, но еще нуждающимся в продолжении карательно-воспитательного воздействия, что возможно в условиях отбывания другого, более мягкого наказания.
Как мы видим, четкого разграничения между требованиями, положенными в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, и требованиями при замене неотбытой части наказания более мягким закон не установил.
В ч.
3 ст.
80 УК РФ предусмотрена возможность при замене неотбытой части лишения свободы использовать любой, более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказания, указанными в ст.
44 УК РФ.
Данное предписание неточно.
Нельзя, например, заменить неотбытую часть лишения свободы наказанием, применяемым только к военнослужащим (содержанием в дисциплинарной воинской части и ограничением по военной службе), применить конфискацию имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Представляется, что и штраф при рассматриваемой замене неприменим.
Такая замена явилась бы фактическим откупом от отбывания неотбытой части срока лишения свободы.
Замена срочного наказания лишения свободы должна осуществляться другим срочным наказанием в целях продолжения карательно-воспитательного процесса.
Неприменим в рассматриваемом случае и арест краткосрочное лишение свободы в условиях строгой изоляции осужденного от общества.
В качестве заменяющего наказания могут выступать лишь ограничение свободы, исправительные работы и обязательные работы.
Обязательные работы в силу их кратковременного характера до 240 часов (не более 4 часов в день) едва ли целесообразно назначать взамен неотбытой части лишения свободы.
Во время действия УК РСФСР 1960 г.
лишение свободы чаще всего заменялось исправительными работами.
Ограничение свободы за неосторожное преступление можно назначать на срок до пяти лет, а за умышленное до трех лет.
Практика замены неотбытой части срока лишения свободы исправительными работами в порядке, предусмотренном ст.
53 УК РСФСР 1960 г.,

[Back]