Проверяемый текст
Субъект преступления - Павлов В.Г., Санкт-Петербург, 2001
[стр. 61]

УК РФ, в каждом конкретном случае учитывает пожилой и старческий возраст лица, совершившего преступление.
В случае возникновения сомнений относительно вменяемости данного лица проводится судебно-психиатрической экспертиза.
Однако Л.
В.
Боровых высказывает предложение о возникшей потребности в специальном уголовно-правовом механизме по реализации ответственности пожилых людей за совершенные преступные деяния.
О.
Д.
Ситковская также заявляет о том, что необходимо предусмотреть в законодательстве специальную норму о невозможности привлечения к уголовной ответственности лиц старческого возраста, которые вследствие физиологического одряхления, не связанного с психическим расстройством, не могли при совершении преступления осознавать свои действия или руководить ими1.
Началом старости биологи считаю возраст после 75 лет (85 и более лет) — это так называемая физиологическая старость.
Прежде всего, старость отражается на самой внешности человека.
При этом изменяется структура кожи, волос, ногтей.
У многих людей появляется не характерная для них полнота.
При этом в организме происходит множество негативных изменений, нарушается деятельность абсолютно всех органов и систем, в том числе и в костной ткани, особенно в позвоночнике.
С деформацией позвоночника нарушается правильная работа всего организма.
Вот тогда-то и выступают на сцену все характерные болезни старости.
Процесс старения отражается и на сердечно-сосудистой и нервной системах.
Отложение холестерина в сосудах в процессе старения приводит к постепенному угасанию полноценного кровоснабжения клеток различных органов и тканей питательными веществами и выводу отработанных метаболитов (шлаков) из клеток.
Работа органов нарушается: печень хуже очищает кровь от водорастворимых токсинов, что приводит к обильному появлению пигментных старческих пятен на коже, ночки недостаточно 1 Подробнее об этом см.: Ситковская О.
Д.
Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ.-М., 1999.С.
i24; Ситковская О.
Д.
Психология уголовной ответственности.
>М., I998.-C.
136.
61
[стр. 101]

>>>101>>> Вместе с тем предложение О.
Д.
Ситковской о предусмотрении в законодательстве невозможности привлечения к уголовной ответственности лиц старческого возраста, которые вследствие физиологического одряхления, не связанного с психическим расстройством, не могли при совершении преступления осознавать свои действия или руководить ими231 , довольно интересно и заслуживает внимания.
Оно требует своего более детального и аргументированного обоснования с точки зрения медицины (психиатрии), а также науки уголовного права и психологии.
При этом в данном случае, видимо, следует говорить либо о совокупности двух критериев невменяемости — медицинского (биологического) и юридического (психологического), которые нашли свое законодательное закрепление в ст.
21 УК РФ 1996 г.
и исключают уголовную ответственность, либо о наличии только одного юридического критерия — вменяемости, когда лицо является субъектом преступления и несет уголовную ответственность.
Таким образом, возраст как признак субъекта преступления является не только неотъемлемой частью этого понятия, но и самым непосредственным образом влияет на уголовную ответственность лиц, совершивших общественно опасное деяние.
При этом возраст тесно связан со всеми институтами уголовного права, требует своего дальнейшего изучения и уточнения с современных позиций видения совершенствования действующего уголовного законодательства, а также науки психологии, медицины, педагогики и других, как в теоретическом, так и практическом его осмыслении.
Ряд положений о возрасте как признаке субъекта преступления, отмеченных нами, требуют также своего законодательного разрешения.
§ 3.
Вменяемость как признак субъекта преступления и ее значение для уголовной ответственности Вменяемость и возраст лица, совершившего преступление, установленные законом как признаки субъекта преступления, между собой тесно связаны, взаимно обусловливают и дополняют друг друга в составе преступления.
Известно, и это аксиома, что состав преступления имеет место только тогда, когда налицо совокупность 231 См.: Ситковская О.
Д.
Указ.
соч.
С.
124.

[Back]