Проверяемый текст
Субъект преступления - Павлов В.Г., Санкт-Петербург, 2001
[стр. 67]

медицинский.
В свою очередь, юридический критерий вменяемости характеризуют три признака: интеллектуальный, волевой и эмоциональный1.

Интеллектуальный признак рассматривается им как способность лица в момент совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых действий (бездействия)
во время совершения преступления, а волевой признак юридического критерия как способность лица во время совершения преступного деяния руководить своими действиями, т.
е.
способность руководить своей волей по своему внутреннему убеждению и желанию.
Вместе с тем эмоциональный признак в формулу вменяемости не включается, но должен учитываться в обязательном порядке при установлении данного состояния лица при совершении им преступления.
Таким образом, доминирующую роль в юридическом критерии вменяемости играют интеллектуальный и волевой признаки, которые должны рассматриваться обязательно в совокупности и с учетом эмоционального признака.
Медицинский критерий вменяемости
характеризует психическое состояние (здоровье) лица во время совершения им общественно опасного деяния.
Данный признак является показателем такого состояния психики лица, когда оно находится в здравом рассудке и понимает
значение своих действий, даже при наличии незначительных расстройств в психике, не исключающих вменяемости.
Следовательно, медицинский критерий
должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с юридическим критерием, образуя в этом сочетании или данной конструкции саму формулу вменяемости1 2.
Большинство ученых восприняли эту конструкцию вменяемости, состоящую из двух критериев (юридического и медицинского), наряду с формулой вменяемости, которая строилась на сочетании трех критериев: юридического, психологического и медицинского.
1Подробнее об этом см.: Михеев Р.
И.
Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве /
Р.
И.
Михеев.Владивосток, 1983.
С.
61-62.
2 Михеев Р.
И.
Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (Теория и практика) /
Р.
И.
Михеев.М., 1989.-С.
14-15.
67
[стр. 109]

>>>109>>> как многое зависело от подхода самого исследователя и его субъективного восприятия данного признака субъекта преступления.
Создавшееся положение объяснялось, разумеется, отсутствием понятия вменяемости в уголовном законе, что порождало самые различные предложения по определению формулы вменяемости.
Большинство ученых, как обратил внимание Р.
И.
Михеев, восприняли конструкцию вменяемости, состоящую из сочетания двух критериев (юридического и медицинского), наряду с формулой вменяемости, которая строилась на сочетании трех критериев: юридического, психологического и медицинского.
Некоторые исследователи предлагали вывести формулу вменяемости, в основе которой должен находиться только юридический критерий, другие предлагали сконструировать ее при помощи только медицинского критерия.253 Так или иначе, всевозможные варианты формулы вменяемости интерпретировались, постоянно и всесторонне подвергались обоюдной критике авторов и их оппонентов.
Вместе с тем, несмотря на определенное внимание отечественных юристов, психиатров, психологов и других ученых к этой проблеме, имеющей большую практическую значимость для изучения субъекта преступления, его характеристики при решении вопросов, связанных с установлением вины и привлечением его к уголовной ответственности, а в дальнейшем и к уголовному наказанию, она до настоящего времени не нашла как в теоретическом, так и практическом плане своего окончательного разрешения.
Более подробно, на наш взгляд, критерии вменяемости в нашем уголовном праве были проанализированы и описаны Р.
И.
Михее-вым, который дал и развернутое определение вменяемости.
По его мнению, формула вменяемости должна состоять из совокупности двух критериев, одним из которых является юридический, другой медицинский.
В свою очередь, юридический критерий вменяемости характеризуют три признака: интеллектуальный, волевой и эмоциональный.

253 См Михеев Р.
И.
Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве
С.
6364; Тихенко С И.
Указ.
соч.
С.
98-100; Трахтеров В.
С.
Вменяемость по советскому уголовному праву: Конспект лекций Харьков, 1966 С 6-7; Богомяг-ков Ю С Проблемы невменяемости в советском уголовном праве (понятие вменяемости): Учеб пособие Уфа, 1978.
С 26, 29 и др.


[стр.,110]

>>>110>>> Интеллектуальный признак рассматривается им как способность лица в момент совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых действий (бездействия), а волевой признак юридического критерия как способность лица во время совершения преступного деяния руководить своими действиями, т.
е.
способность руководить своей волей по своему внутреннему убеждению и желанию.
Вместе с тем эмоциональный признак в формулу вменяемости не включается.
Но должен учитываться в обязательном порядке при установлении данного состояния лица при совершении им преступления254 .
Таким образом, доминирующую роль в юридическом критерии вменяемости играют интеллектуальный и волевой признаки, которые должны рассматриваться обязательно в совокупности и с учетом эмоционального признака.
Медицинский критерий вменяемости,
как правило, предполагается и, по утверждению автора, характеризует психическое состояние (здоровье) лица во время совершения им общественно опасного деяния.
Данный признак является показателем такого состояния психики лица, когда оно находится в здравом рассудке и понимает
свои действия и при наличии незначительных расстройств в психике, не исключающих вменяемости.
Следовательно, медицинский критерий,
который всегда подразумевается, должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с юридическим критерием, образуя в этом сочетании или данной конструкции саму формулу вменяемости.
Представляется, что рассмотренная формула вменяемости принципиальных возражений не имеет, однако, исходя из ст.
21 УК РФ, интеллектуальный признак юридического критерия требует некоторого редакционного и смыслового уточнения в части, касающейся того, что лицо «осознавало» фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) во время совершения преступления.
С другой стороны, для более точной и емкой уголовно-правовой характеристики субъекта преступления и, в частности, признака 254 См.: Михеев Р.
И.
Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.

С.
6162; Он же.
Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (Теория и практика).

С.
14-15.

[Back]