Проверяемый текст
Субъект преступления - Павлов В.Г., Санкт-Петербург, 2001
[стр. 69]

Поэтому, когда у судебно-следственных органов возникает вопрос о возможном психическом расстройстве лица, совершившего преступление, они в соответствии со ст.
196, 300, 352 и др* УПК РФ обязаны получить заключение судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности и наказанию1 * Вменяемым может быть признан и не только психически здоровый человек, но и лицо, имеющее какие-либо психические расстройства, однако дающие ему возможность в момент совершения преступления осознанно и правильно оценивать свои действия в той или иной конкретной обстановке или ситуации* В данном случае речь идет о психических заболеваниях или расстройствах, которые, как отмечается в литературе, а также в судебнопсихиатрической и судебно-следственной практике, не устраняют способности лица осознавать свои преступные действия и руководить ими1 23 .
Даже в утверждении «психически не здоров» в медицинском смысле, отмечает Р.
И.
Михеев, субъект преступления может быть вменяемым.
При этом не только когда речь идет о «пограничных» состояниях психики, но и при хронических психических заболеваниях, а именно: шизофрении (в случаях ремиссии), эпилепсии (перед приступом) и в других случаях^.
По данным Института судебной психиатрии им.
В.
П.
Сербского, в частности, больные шизофренией составили около 50% всех лиц, признанных невменяемыми при проведении судебно-психиатрической экспертизы душевнобольных, а из общего числа прошедших судебно-психиатрическую экспертизу больных эпилепсией вменяемыми было признано 24,7%, а невменяемыми —
75,3%4.
В связи с этим достаточно показательно будет рассмотренное в 1992 г.
Судебной коллегией по уголовным делам Ростовского областного суда
1Алиханов Р.А, Уголовная ответственность лиц, с психическим расстройством нс исключающим вменяемости: автореф.
д н е ....
канд.
юрид.
наук / Р.А.
Алиханов; Махачкалинок, госуд у н -т М а х а ч к а л а , 2003.-С .15.
2 См.: М орозов Г.В.
Проблемы вменяемости о судебной психиатрии [Сб.
науч.
тр.] ВНИИ общ .
и судеб, психиатрии им.
В.
II.
Сербскою / под ред.
Г.
В.
М орозова.М.: ВНИИ общ .
и судеб, психиатрии, 3983.-С.57-58.
3 М ихеев Р.
И.
Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве /
Р.
И.
Михеев*Владивосток, 19 8 3 .-С.
84.
4 Советское уголовное право.
Общая часть / под ред.
Б.
Д.
М
еиыиагина, М.
Д .
Дурманова, Г.
А .
Кригера.М ., 1 9 6 9 .-С.
120.
69
[стр. 106]

>>>106>>> И.
К.
Шахриманьян считает, что понятие вменяемости обозначает состояние лица, которое, совершая преступления, отдает себе отчет в своих действиях и руководит ими в силу относительно полного душевного здоровья.244 Более емко определяют вменяемость как признак субъекта преступления Ю.
М.
Антонян и С.
В.
Бородин, которые рассматривают ее как психическое состояние лица, заключающееся в его способности при определенном развитии, социализации, возрасте и состоянии психического здоровья во время совершения преступления отдавать отчет себе в своих действиях и руководить ими, а в дальнейшем в связи с этим нести уголовную ответственность и наказание245 .
В какой-то мере согласуется с такой трактовкой вменяемости определение Р.
И.
Михеева.
Так, по его утверждению, вменяемость представляет собой социально-психологическую способность субъекта преступления считаться виновным и подлежать уголовной ответственности за совершенное преступление, когда по своему психическому состоянию данное лицо было способно в данный момент сознавать общественную опасность преступного деяния и руководить своими действиями246 .
Исходя из анализа понятий вменяемости в юридической литературе, можно с полной определенностью говорить, что, являясь одним из неотъемлемых и важных свойств человека, вменяемость по отношению к невменяемости — более широкое и более емкое понятие, которое требует своего дальнейшего изучения и уточнения.
Так, вменяемым может быть признан и не только психически здоровый человек, но и лицо, имеющее какие-либо психические расстройства, однако дающие ему возможность в момент совершения преступления осознанно и правильно оценивать свои действия в той или иной конкретной обстановке или ситуации.
В данном случае речь идет о психических заболеваниях или расстройствах, которые, как отмечается в литературе, а также в судебно-психиатрической и судебно-следственной практике, не устраняют способности лица осознавать свои преступные действия и руководить ими.

244 См.: Шахриманьян И.
К.
Невменяемость по советскому уголовному праву: Автореф.
лис.
...
канд.
юрид.
наук.
Л., 1962.
С.
6.
245 См.: Антонян Ю.
М., Бородин С.
В.
Указ.
соч.
С.
123-124.
246 См : Михеев Р.
И.
Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (Теория и практика).
С.
13.


[стр.,107]

>>>107>>> Даже в утверждении «психически не здоров» в медицинском смысле, отмечает Р.
И.
Михеев, субъект преступления может быть вменяемым.
При этом не только когда речь идет о «пограничных» состояниях психики, но и при хронических психических заболеваниях, а именно: шизофрении (в случаях ремиссии), эпилепсии (перед приступом) и в других случаях247 .
По данным Института судебной психиатрии им.
В.
П.
Сербского, в частности, больные шизофренией составили около 50% всех лиц, признанных невменяемыми при проведении судебно-психи-атрической экспертизы душевнобольных, а из общего числа прошедших судебно-психиатрическую экспертизу больных эпилепсией вменяемыми было признано 24,7%, а невменяемыми —
75,3%248 .
Подтверждаются также результаты и данными исследования, проведенного в Приморском крае, из которого видно, что из 3,5 тыс.
лиц, подвергнутых судебно-психиатрическому освидетельствованию, 48,8% имели различные психические расстройства.
Однако они в установленном законом порядке были признаны вменяемыми, а также виновными в совершении преступлений и привлечены к уголовной ответственности249 .
Эта особенность была выявлена и при обобщении экспертной практики в судебной психиатрии и общепсихиатрических исследованиях в отношении психопатических лиц, совершивших преступления, которые не исключали способности отдавать отчет своим действиям и руководить ими в период совершения общественно опасного деяния.250 Вместе с тем на практике всякие сомнения относительно вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние, когда его поведение не соответствует самоконтролю над собой, имеет место с его стороны неправильная реакция на внешние воздействующие факторы и раздражители и т.
п., должны решаться в пользу данного лица.
В этих случаях в отношении лица, совершившего пре247 Михеев Р И.
Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.

С.
84 248 Советское уголовное право Общая часть / Под ред.
Б.
Д.
Меныиагина,
М Д.
Дур-манова и Г.
А Кригера М , 1969 С 120 249 См Михеев Р И Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.
С 84 250 См Пуни, Д.
Р.
Проблема невменяемости в теории и практике судебной психиатрии С 135

[стр.,115]

>>>115>>> нятию наказания, оно шире последнего, которое назначается судом от имени государства вменяемому лицу, признанному виновным и привлеченному к уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния, т.
е.
к субъекту преступления.
Для криминалистики, писал Н.
С.
Таганцев, вменяемость — это признак, обуславливающий наказуемость преступного деяния, совершенного физическим лицом261 .
Поэтому, когда у судебно-следственных органов возникает вопрос о возможном психическом расстройстве лица, совершившего преступление, они в соответствии со ст.

79, 80, 81, 403 УПК РСФСР обязаны получить заключение судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии ли-чца, привлекаемого к уголовной ответственности и наказанию.
В
связи с этим достаточно показательно будет рассмотренное в 1992 г.
Судебной коллегией по уголовным делам Ростовского областного суда
уголовное дело по обвинению Чикатило А.
Р., который в период 1978-1990 гг.
на территории Ростовской, Владимирской, Свердловской, Ленинградской, Московской областей, Краснодарского Края (Россия), на Украине и в Узбекистане совершил 52 убийства с особой жестокостью на сексуальной почве.
Потерпевшими были: 21 мальчик в возрасте от 8 до 16 лет, 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет и 17 девушек и молодых женщин.
При этом Чикатило с 1973 г.
неоднократно совершал развратные действия с малолетними детьми и подростками.
Характерной особенностью его преступной деятельности являлось то, что он совершал убийства молодых женщин, девушек, мальчиков и девочек в лесополосах и лесных массивах, прилегающих к населенным пунктам, а также в глухих местах, куда специально заманивал жертву.
После убийства Чикатило, как правило, полностью обнажал трупы, а одежду уносил и прятал на значительном расстоянии от места преступления, часто закапывая ее в землю, чтобы затруднить в дальнейшем установление личностей потерпевших.
По способу убийства эти преступления выделялись исключительной жестокостью, цинизмом, изуверством и, как правило, сопровождались причинением жертвам многочисленных (по несколько десятков) ножевых ранений садистского характера и глумлением 261 См.: Таганцев Н.
С.
Русское уголовное право.
Т.
1.
С.
145.

[Back]