Проверяемый текст
Курс уголовного права. В 5 томах. Под ред. Кузнецовой И.М, Тяжковой И.М, Борзенкова Г.Н, Комисарова В.С., Том 2 / М.: Зерцало, 2002
[стр. 87]

87 Глава 2.
Значение личности виновного для уголовной ответственности и наказания 2Л.
Учет личности виновного при назначении наказания Согласно ст.
49 Конституции Российской Федерации ''каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
А в соответствии
со ст.
118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Это конституционное положение означает, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и только суд может назначить ему наказание за совершенное преступление.
Суд, принимая окончательное решение о виновности лица в совершении конкретного преступления, излагает его в обвинительном приговоре и, если нет законных оснований для освобождения виновного от уголовной ответственности и наказания, назначает ему наказание.
Назначая наказание, суд определяет, какой вид и размер его будет достаточен для достижения целей наказания, и соответствует ли оно всем требованиям закона и обстоятельствам дела1 .
Прежде всего, при назначении наказания должны быть соблюдены все принципы уголовной ответственности: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст.
3-7 УК РФ)1
2.
Суды обязаны руководствоваться каждым из этих принципов в отдельности и вместе при реализации общих начал назначения наказания3.

1Чучаев А .И .
Цели наказания в советском уголовном праве / А.И .Чучаев.-М ., 1989.-С .23-25.
2 Кругликов Л Л .
О принципах назначения наказания / Л .Л.
Кругликов / / П роблемы теории уголовного права.
Избранные статьи (1982 1999 гг.).
Ярославль, 1999.-С.
12-13.
3 Чугаев А .П .
Назначение наказания: Учеб, пособие для студентов вузов, обучаю щ ихся по специальности 02.11.00 ''Ю риспруденция" / А.
Чувилсв; M -ro образования Рос.
Федерации; Кубам, гос.
ун -т,КрасЕЮдар: Кубан.
гос.
ун-т, 2003.-С .45.
[стр. 50]

отнимать у преступника высшее благо, данное ему Провидением жизнь", "вызывается ли такое наказание требованиями справедливого воздаяния за учиненное", "может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка*(82), можно привести ответ Ч.Беккариа: "Чем более жестокими становятся наказания, тем более ожесточаются души людей:", а "впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность"*(83).
Глава IV.
Назначение наказания _ 1.
Общие начала назначения наказания Согласно ст.
49 Конституции Российской Федерации "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
А в соответствии
же со ст.
118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Это конституционное положение означает, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и только суд может назначить ему наказание за совершенное преступление.
Суд, принимая окончательное решение о виновности лица в совершении конкретного преступления, излагает его в обвинительном приговоре, и если нет законных оснований для освобождения виновного от уголовной ответственности и наказания, назначает ему наказание.
Назначая наказание, суд определяет, какой вид и размер его будет достаточен для достижения целей наказания и соответствует ли оно всем требованиям закона и обстоятельствам дела.
Прежде всего при назначении наказания должны быть соблюдены все принципы уголовной ответственности: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст.
3-7 УК РФ).

Суды обязаны руководствоваться каждым из этих принципов в отдельности и вместе при реализации общих начал назначения наказания.

Действующее уголовное законодательство в ст.
60 УК определяет общие начала назначения наказания и устанавливает, что ":лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса: При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи".
Из смысла ст.
60 УК РФ следует, что закон устанавливает вполне определенные требования (критерии), которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания по каждому конкретному делу.
Эти требования сводятся к тому, что назначенное наказание должно быть: справедливым; назначенным в пределах соответствующей статьи Особенной части; с учетом положений Общей части; с учетом характера и степени общественной опасности преступления; личности виновного; обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание; влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Следует отметить, что ст.
60 УК РФ 1996 г., по сравнению со ст.
37 ранее действовавшего УК РСФСР 1960 г., более четко и развернуто формулирует общие начала назначения наказания.
С одной стороны, в действующем законе сохранены некоторые прежние положения, которые оправдали себя на практике.
Это то, что наказание назначается в пределах статьи Особенной части, в соответствии с положениями Общей

[стр.,101]

потерпевших и обвиняемых, склонение виновных к самообнаружению и сотрудничеству с правоохранительными органами, выявление латентных преступлений, повышение раскрываемости зарегистрированных преступлений, экономия уголовной репрессии, средств и времени правоохранительных органов и т.п.
Такая точка зрения нашла поддержку и среди других ученых-юристов*(169).
Освобождение от уголовной ответственности может осуществляться либо судом (без вынесения обвинительного приговора), либо судьей, прокурором, а также следователем или органом дознания с согласия прокурора.
Процессуальной формой освобождения от уголовной ответственности является вынесение специального решения в виде постановления или определения о прекращении уголовного дела.
Прекращение дела вследствие изменения обстановки (ст.
6 УПК), в связи с деятельным раскаянием (ст.
7 УПК), с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст.
8 УПК), за истечением сроков давности или вследствие акта амнистии (ст.
5 УПК) не допускается, если обвиняемый, считая себя невиновным, против прекращения уголовного дела возражает.
Это важное процессуальное положение призвано не допустить случаев, когда невиновный гражданин освобождается от уголовной ответственности по нереабилитирующему основанию.
Возможность освобождения от уголовной ответственности не только судом, но и другими субъектами, причем на досудебной стадии, довольно неоднозначно оценивается российскими юристами.
Некоторые из них усматривают в этом нарушение принципа презумпции невиновности, закрепленного в ст.
49 Конституции РФ 1993 г., согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Эти авторы приходят к выводу о том, что сложившаяся система освобождения от уголовной ответственности прокурором, следователем или органом дознания с согласия прокурора противоречит Конституции РФ и ст.
5 УК РФ, ибо указанные субъекты не имеют права устанавливать виновность лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Поскольку лишь суд правомочен устанавливать виновность лица в совершении преступления, только ему и должно быть предоставлено право решать вопросы о применении уголовной ответственности или об освобождении от нее (Ю.М.Ткачевский).
Кроме того, отмечается, что предоставление возможности осуществлять освобождение от уголовной ответственности не только суду, но и другим, указанным выше органам, вело к широчайшему применению этого института: освобождение от уголовной ответственности предоставлялось 40 и более процентов лиц, совершивших преступление.
Доводы этих авторов представляются справедливыми и основанными на законе.
Вместе с тем следует учитывать и реальность.
В действительности целый ряд институтов и норм уголовного права и процесса не могли бы функционировать, если буквально толковать и применять конституционный принцип презумпции невиновности.
Вот простейший пример.
УК РФ впервые включил в свой текст положения о допустимости причинения при задержании вреда "лицу, совершившему преступление" (ст.
38).
Задержание указанного лица, осуществленное при определенных условиях, отнесено законодателем к обстоятельствам, исключающим преступность деяния.
При этом правом задержания наделены не только сотрудники правоохранительных органов, но и все граждане, причем не только в момент, но и непосредственно после совершения преступления.
Однако признать кого-либо "лицом, совершившим преступление", согласно Конституции РФ, может только суд.
Такое право не предоставлено ни гражданам, ни оперативным службам, ни следователям.
Поэтому строгое следование принципу презумпции невиновности должно было бы блокировать действие данного института.
Тогда, когда "лицом, совершившим преступление", признает суд, реализовать право на задержание, предусмотренное в ст.
38, практически невозможно, за исключением случаев, когда виновный после вынесения приговора совершит побег.


[стр.,130]

наказания.
Отсрочка уголовного наказания категория уголовного процесса.
Кстати, введенная в 1972 г.
в УК РСФСР ст.
46.1 именовалась "Отсрочка исполнения приговора".
Вместе с тем эта норма регламентировала не отсрочку исполнения приговора (он приводился в исполнение), а более строгую форму условного осуждения с возможностью наложения на осужденного каких-либо перечисленных в законе обязанностей, с обязательным рассмотрением в суде по истечении испытательного срока результатов условного осуждения.
Содержание ст.
46.1 УК РСФСР не соответствовало ее наименованию.
X.Кадари предполагал, что условное осуждение является особым средством воспитательного характера*(215).
То, что условное осуждение имеет воспитательный характер, несомненно.
Однако это не определяет его юридическую природу.
Ведь и наказание имеет воспитательное значение.
Аналогичную позицию занимает Ф.С.Саввин.
Он считает, что условное осуждение не нарушает какие-либо блага осужденного*(216).
По сути дела и В.Н.Баландин придерживается такой же точки зрения.
Он полагает, что сущностью наказания является кара, а условного осуждения воспитание, что находит свое выражение в особом психологопедагогическом воздействии на осужденного с целью его исправления*(217).
Вывод о том, что условное осуждение не имеет элементов кары, ошибочен.
Приговором от имени государства содеянное порицается.
Условно осужденный является судимым, что, как известно, сопряжено с рядом правоограничений.
Применение условного осуждения имеет не только воспитательное значение.
Оно преследует также и достижение целей общей и частной превенции.
Это обстоятельство неоднократно отмечалось Верховным Судом СССР, Верховным Судом РСФСР и РФ.
Так, в п.
1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1961 г.
"О судебной практике по применению условного осуждения" отмечалось, что при его назначении необходимо исходить из "целей как исправления и перевоспитания осужденного, так и предупреждения совершения преступлений осужденным и иными лицами"*(218).
Добавим, что в соответствии с ныне действующим законодательством условное осуждение преследует и цель восстановления социальной справедливости.
Э.Саркисова считает условное осуждение одной из мер общественного воздействия*(219).
Этот вывод вызывает самые решительные возражения.
Условное осуждение определяется судом, а не общественностью, и его реализация обеспечивается государственным принуждением.
Общественность может привлекаться к воспитательной работе с условно осужденным на тех же основаниях, на которых она оказывает помощь государству в деле борьбы с преступностью.
Необходимо подчеркнуть, что государство по ныне действующему законодательству ответственность за преступную деятельность вверяет только суду.
Поэтому, например, исключена передача дел о совершении гражданами какихлибо преступлений товарищеским судам.
Напомним, что ст.
51 УК РСФСР предусматривала освобождение от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд.
Упомянутая норма противоречила ст.
49 Конституции РФ, в соответствии с которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Определяя юридическую природу условного осуждения, В.Н.Баландин исходит из того, что оно является условным видом освобождения виновного от реального отбывания назначенного приговором суда наказания и "представляет собой меру уголовно-правового воздействия второго (подчиненного) порядка"*(220).
В приведенном определении обращает на себя внимание отнесение условного осуждения к уголовно-правовым мерам "второго (подчиненного) порядка".
Исходя из этой позиции определение судом вида и размера условно называемого наказания является уголовно-правовой мерой "первого порядка".
А ведь может быть и наоборот.
Внутренняя логика принятия решения может быть следующей: суд сначала придет к выводу о возможности применения к лицу условного

[Back]