Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 156]

1 5 6 пением от призыва в районе, обязало их взять этот вопрос под свой непосредственный контроль и периодически на заседаниях бюро РК ВКП(б) обсуждать доклады райвоенкомов, начальников РО НКВД и председателей сельсоветов о борьбе с дезертирством па территории района.
Предлагалось также ежемесячно утверждать планы этой работы.
Оба документа рекомендовали шире использовать в борьбе с дезертирством общественность села, партийно-советский актив, членов семей военнослужащих, согласовывать ее с командованием частей действующей армии и
погранотрядами1.
Контроль за выполнением директивы и решения бюро осуществлял военный отдел обкома, который дважды в письменной форме (20 августа и 12 октября 1943 г., за подписями заведующего отделом И.К.
Панченко и его
заместителя И.Н.
Рогова) требовал из районов сведений о проделанной работе.
Предпринятые меры дали положительный эффект, и осенью 1943 г..
борьба с дезертирством в Курской области активизировалась.

Например, изменилась к лучшему ситуация в Старооскольском районе, который ранее был одним из отстающих: вопрос был дважды обсужден на заседаниях бюро райкома ВКП(б).
которое поручило начальнику РО НКВД, райвоенкому систематически, в соответствии с разработанным планом, проводить проверку документов военнослужащих и
военнообязанных путем подворных обходов, а также в общественных местах, кроме того, прочесывать леса и овраги.
В результате принятых мер (проверка документов по городу и 15-ти сельсоветам, переосвидетельствование в 9-ти сельсоветах, прочесывание лесного массива площадью 1013 га) было задержано 335 предателей, дезертиров и уклонявшихся от военной службы2.

Приходилось заботиться не только о количестве, но и о качестве пополнения для Красной Армии.
На освобожденной территории в 1943 г.
пришлось заново выстраивать систему военной подготовки, преодолевая при 1ГАОПИКО.
Ф.
II-37.
Оп.
1.
Д.
196.
Л.
53.
2 Яценко К.В.
Фронтовой регион.
Курск.
2006.
С.
88.
[стр. 128]

Видимо, в силу недостаточной эффективности предпринимаемых усилий, Курский обком был вынужден сделать ряд шагов по активизации борьбы с дезертирством.
С этой целью на места была направлена директива № 140 от 16 июля 1943 г.
за подписью секретаря обкома М.
И.
Захарова, а чуть позже, 30 августа, на бюро был специально рассмотрен вопрос об усилении борьбы с дезертирством на территории области.
Как в директиве, так и в решении бюро отмечалась недостаточность этой работы со стороны райвоенкоматов, органов НКВД, районных партийных и советских органов (в частности, в Валуйском, Шебекинском, Старооскольском, Обоянском районах).
Бюро обратило внимание секретарей райкомов ВКП(б) на то, что они несут полную ответственность за состояние борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в районе, обязало их взять этот вопрос под свой непосредственный контроль и периодически на заседаниях бюро РК ВКП(б) обсуждать доклады райвоенкомов, начальников РО НКВД и председателей сельсоветов о борьбе с дезертирством на территории района.
Предлагалось также ежемесячно утверждать планы этой работы.
Оба документа рекомендовали шире использовать в борьбе с дезертирством общественность села, партийно-советский актив, членов семей военнослужащих, согласовывать ее с командованием частей действующей армии и
погранотряда246 ми.
Контроль за выполнением директивы и решения бюро осуществлял военный отдел обкома, который дважды в письменной форме (20 августа и 12 октября 1943 г., за подписями заведующего отделом И.
К.
Панченко и его
замесОА *1 тителя И.
Н.
Рогова) требовал из районов сведений о проделанной работе." Предпринятые меры дали положительный эффект, и осенью 1943 г.
борьба с дезертирством в Курской области активизировалась.

В качестве примера можем обратиться к Старооскольскому району, который ранее был одним из отстающих в этой сфере.
Теперь ситуация изменилась к лучшему: данный вопрос был дважды обсужден на заседаниях бюро райкома ВКП(б), которое поручило начальнику РО НКВД, райвоенкому систематически, в соответствии с разработанным планом, проводить проверку документов военнослужащих и военно128

[стр.,129]

обязанных путем подворных обходов, а также в общественных местах, кроме того, прочесывать леса и овраги.
В результате принятых мер (проверка документов по городу и 15-ти сельсоветам, переосвидетельствование в 9-ти сельсоветах, прочесывание лесного массива площадью 1013 га) было задержано 335 предателей, дезертиров и уклонявшихся от военной службы.

Качественно проводилась эта работа в Белгороде.
Так, в октябре 1943 г.
истребительным батальоном в городе было проведено две облавы (днем 10^го числа на рынке и 20-го ночью путем подворного обхода), в результате чего выявлено 35 уклонявшихся от военной службы, которые через военкомат были направлены в армию.249Всего же за период с 25 августа 1943 г.
по 1 января 1944 г.
в Белгороде было проведено 12 ночных проверок путем подворных обходов, 9 проверок в кинотеатре, 4 массовые проверки на рынках в воскресные дни, а также систематическая проверка документов по улицам города и на вокзале.
В результате этой работы было выявлено и направлено в армию разного рода нарушителей воинского учета 688 человек.250 Приказом НКВД СССР № 002264 от 14 октября 1943 г.
задача борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в Красную Армию и ВМФ была возложена на отделы НКВД-УНКВД по борьбе с бандитизмом.251 Судя по документам, эта проблема не теряла своей актуальности и в дальнейшем.
В частности, за первое полугодие 1944 г.
только в Курской области бойцами истребительных батальонов было задержано 1223 дезертира и лиц, уклонившихся от военной службы.252 На завершающем этапе войны пополнение Вооруженных Сил осуществлялось в основном за счет молодежи очередных призывных возрастов.
Как известно, последними в этом ряду оказались призывники 1927 года рождения.
А 23 июня 1945 г.
XII сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии», который положил начало ее послевоенному сокращению.253 Говоря о значительности вклада, внесенного населением и органами власти Центрально-Черноземного региона в укрепление рядов Красной Армии в 1941 129

[Back]