Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 163]

163 ворилось месяцем ранее и на XIII пленуме Воронежского обкома ВКП(б), рассматривавшем вопрос о восстановлении политической и хозяйственной деятельности в освобожденных от немецких оккупантов районах области1.
Воссоздание истребительных батальонов на освобожденной
территоI рии Центрального Черноземья являлось мерой как нельзя более своевременной, поскольку обстановка в регионе весной—лотом 1943 г.
была очень сложной.
Противник пытался внести дезорганизацию в работу тыла Красной Армии, добыть накануне решающих боев на Курской дуге максимум информации о ней.
Например, абвер в операции «Цеппелин» ввел в действие за первые шесть месяцев 1943 г.
почти вдвое больше шпионов и диверсантов, чем за весь предыдущий год; только одно из его подразделений «абверкоманда104» с октября 1942
г.
по сентябрь 1943 г.
забросило в тыл Красной Армии 150 разведывательно-диверсионных групп.
Другой «болевой» проблемой был * бандитизм.
На территории Курской и Воронежской областей оставались скрывавшиеся предатели, пособники фашистов, нередко вместе с различными уголовными элементами, дезертирами они собирались в бандгруппы, причем некоторые из таких групп ставили перед собой задачи оказания помощи немецким войскам и проведсния/геррора против местного актива2.
Все эти обстоятельства предъявляли повышенные требования к истребительным батальонам их организации, комплектованию, боевой подготовке бойцов и командиров.
Растет их количество, увеличивается численность личного состава.
В Курской области к началу июня 1943 г.
действовало уже 53 батальона, объединявших в своих рядах 3590 бойцов, через месяц
их число выросло до 3968.
Вооружены они были в основном оружием, найденным на местах боев или изъятым у населения, частично полученным со складов НКВД'3.

Воронежские истребительные батальоны на то же время при численности личного состава 7695 человек имели
па вооружении 3934 винтовки, 11 *ГАОПИВО.
Ф.
3.
Ои.
1.
Д.
4373.
Л.
220.
2Яценко К.В.
Фронтовой регион.
Курск, 2006.
С.
189.
3АУВДКО.
Ф.
38.
Оп.
1.
Д.
7.
Л.
26 об.
[стр. 270]

— Я действовало уже 84 батальона численностью 5233 человека.
Сразу же после освобождения от оккупации районов Курской области и прибытия туда работников НКВД там тоже начали формироваться истребительные батальоны.
Уже в течение февраля-марта месяцев они включились в работу по задержанию немецких ставленников, уголовного и преступного элемента.
19 марта 1943 г.
по Управлению НКВД был издан приказ № 0010 о формировании истребительных батальонов в районах области и двух в городе Курске (в Дзержинском и Ленинском районах, с привлечением в них трудящихся Сталинского и Кировского районов).
В результате к началу мая было организовано 34 батальона численностью 2303 бойца.84 Эта проблема не уходила и из поля зрения областных партийных органов.
Проходивший в начале апреля 1943 г.
X пленум Курского обкома ВКП(б) обязал все партийные и советские организации в числе других мер уделить особое внимание созданию в районах и селах истребительных батальонов и отрядов по охране порядка и борьбе с возможными воздушными десантами противника.85 О необходимости развернуть вместе с органами НКВД, прокуратуры, военкоматами решительную борьбу с дезертирством, шпионажем, обеспечить в освобожденных районах строгий государственный порядок, улучшить работу истребительных батальонов говорилось месяцем ранее и на XIII пленуме Воронежского обкома ВКП(б), рассматривавшем вопрос о восстановлении политической и хозяйственной деятельности в освобожденных от немецких оккупантов районах области.86 Воссоздание истребительных батальонов на освобожденной территории Центрального Черноземья являлось мерой как нельзя более своевременной, поскольку обстановка в регионе весной-летом 1943 г.
была очень сложной.
Противник пытался внести дезорганизацию в работу тыла Красной Армии, добыть накануне решающих боев на Курской дуге максимум информации о ней.
Например, абвер в операции «Цеппелин» ввел в действие за первые шесть месяцев 1943 г.
почти вдвое больше шпионов и диверсантов, чем за весь предыдущий год; только одно из его подразделений «абверкоманда-104» с октября 1942
270

[стр.,272]

ред собой задачи оказания помощи немецким войскам и террора против мест94 ного актива.
Все эти обстоятельства предъявляли повышенные требования к истребительным батальонам их организации, комплектованию, боевой подготовке бойцов и командиров.
Растет их количество, увеличивается численность личного состава.
В Курской области к началу июня 1943 г.
действовало уже 53 батальона, объединявших в своих рядах 3590 бойцов, через месяц
эта цифра выросла до 3968.95 Вооружены они были в основном оружием, найденным на местах боев или изъятым у населения, частично —полученным со складов НКВД.
Оружия на всех не хватало.
Так, например, на 1 июля на вооружении курских истребителей имелось 2982 единицы стрелкового оружия, как отечественного, так и трофейного, в том числе 123 пулемета и автомата, а также 569 гранат (подробнее см.
таблицу № 5 в приложении).96 Воронежские истребительные батальоны на то же время при численности личного состава 7695 человек имели на вооружении 3934 винтовки, 11 автоматов, 8 станковых и 38 ручных пулеметов, 36 пистолетов и револьверов, 200 бутылок с горючей смесью и 2966 гранат 97 В помощь батальонам, как и в предыдущий период, создавались группы содействия.
В частности, упомянутый выше приказ УНКВД по Курской области от 19 марта 1943 г.
предписывал сформировать их во всех населенных пунктах, прежде всего в прилегающих к железнодорожным линиям, мостам, шоссейным и грейдерным дорогам.98 Более детально динамику роста курских и воронежских истребительных батальонов можно проследить по приведенным в приложении таблицам № 2 и № 3.
За этими цифрами стояла большая работа, не лишенная, впрочем, и недостатков, порой значительных.
В частности, не во всех районах батальоны комплектовались в соответствии с существующими рекомендациями.
Об этом, в частности, писал в начале августа 1943 г.
заведующий военным отделом Воронежского обкома ВКП(б) И.
JI.
Дегтярев, отмечавший, что в ряде районов райкомы партии совершенно не включили в истребительные батальоны партийносоветский актив, мотивируя это его занятостью в различных сельскохозяйст272

[Back]