Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 182]

182 имелись случаи опухания людей от голода.
За «преступно-бюрократическое отношение к насущным нуждам населения» председатель райисполкома был снят с должности; был освобожден с вынесением строгого выговора также второй секретарь РК ВКП(б), первому секретарю был объявлен выговор с занесением в учетную карточку1.

По решению бюро Курского обкома ВКП(б) от 12 июня 1943 г.
за незаконное изъятие скота в счет мясопоставок у семей военнослужащих были ^ гу сняты с работы председатель Солнцевского райисполкома и его заместитель".
В этих условиях партийные комитеты и советские органы обязаны были уделять особое внимание вопросам своевременного рассмотрения жалоб и заявлений семей фронтовиков в тех или иных инстанциях.
Здесь можно упомянуть решения бюро Воронежского обкома о рассмотрении жалоб в облисполкоме и его отделах (7 октября 1943 г.), Курского горкома о состоянии разбора жалоб трудящихся и семей военнослужащих (7 июня).

3 июня 1943 г.
первый секретарь Курского обкома ВКП(б) направил райкомам директивное письмо, в котором потребовал в ближайшее время навести полный порядок с разбором и рассмотрением жалоб и писем фронтовиков.
Секретарям райкомов ВКП(б) предлагалось проверить состояние дел по разбору жалоб в районных и сельских
организациях и обсудить результаты проверок на заседаниях бюро, наметив практические мероприятия по активизации деятельности в этом направлении3.
Однако эффективность работы по искоренению фактов бездушнобюрократического отношения к семьям фронтовиков, несмотря на все указанные меры, часто снижалась из-за того, что областные органы, и.
в частности военные отделы обкомов, не всегда должным образом контролировали выполнение принимавшихся решений, не обеспечивали глубокой проверки состояния этой проблемы в районах.
Именно недостаточный контроль, по
1Яценко К.В.
Фронтовой регион.
Курск, 2006.
С.
253-254.
2ГАОПИКО.
Ф.
П 1 .
0 п .
1.
Д.
3141.
Л.
138.
3ГАОПИКО.
Ф.
П-110.
Оп.
1.
Д.
463.
Л.
17.
[стр. 363]

ботники совершают тягчайшее преступление перед Родиной и должны нести суровое наказание...».77 Много острых заметок на этот счет появлялось в «Тамбовской правде».
В статьях «Издевательство над людьми», «Призвать бюрократов к порядку!», «Бездушные руководители», «Приходите завтра, мамаша!» подвергались острой критике конкретные должностные лица, допускавшие нечуткое, невнимательное, а порой и грубое, бюрократическое отношение к семьям военнослу78 жащих.
Как уже отмечалось, факты такого отношения к семьям фронтовиков были предметом разбирательства на заседаниях бюро партийных комитетов (вплоть до отдельных случаев, таких, например, как рассмотрение на бюро Курского обкома в декабре 1943 г.
вопроса о неправильном отношении к семье военнослужащего Нелюбова7 ).
При этом в своих решениях они не ограничивались только предупреждениями.
Приведем несколько примеров.
30 марта 1943 г.
бюро Тамбовского обкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о работе Шпикуловского райкома партии и райисполкома.
Как отмечалось в решении, «в районе допущено издевательское отношение к семьям военнослужащих и эвакуированному населению в деле обеспечения их хлебом».
За это, а также за ряд других нарушений председатель райисполкома был снят с работы и исключен из партии; первому секретарю РК ВКП(б) был объявлен выговор с занесением в учетную карточку.80 В течение июня-июля 1943 г.
бюро также дважды рассматривало вопрос о снабжении хлебом эвакуированных и семей фронтовиков в Платоновском районе.
Были установлены грубые нарушения, в результате которых имелись случаи опухания людей от голода.
За «преступно-бюрократическое отношение к насущным нуждам населения» председатель райисполкома был снят с должности; был освобожден с вынесением строгого выговора также второй секретарь РК ВКП(б), первому секретарю был объявлен выговор с занесением в учетную карточку.
1
363

[стр.,365]

числе у семей военнослужащих, отобрал у них и присвоил костюм, часы, патефон и другое имущество, а у колхозницы Быкановой во время обыска разрушил топором печку.
Председатель колхоза «Красная Армия» Советского района Ф.
Т.
Сапрыкин без всякого основания конфисковал у 68-летнего колхозника Н.
С.
Положенцева, отца пятерых фронтовиков, улей с пчелами, а когда тот пришел в правление колхоза и стал просить вернуть улей обратно, председатель избил его.
В Иванинском районе была избита председателем Берналомненского сельсовета Завалишиным обратившаяся за оказанием материальной помощи жена фронтовика, мать пятерых детей Зайцева, за что он был осужден к 3 годам лишения свободы.
По просьбе военного прокурора области Курский обком партии обратился ко всем секретарям райкомов ВКП(б) со специальным письмом, требовавшим не оставлять без реагирования ни одного факта подобных преступлений.85 В этих условиях от партийных комитетов и советских органов требовалось уделять особое внимание вопросам своевременного рассмотрения жалоб и заявлений семей фронтовиков в тех или иных инстанциях.
Здесь можно упомянуть решения бюро Воронежского обкома о рассмотрении жалоб в облисполкоме и его отделах (7 октября 1943 г.), Курского горкома о состоянии разбора жалоб трудящихся и семей военнослужащих (7 июня).

«В условиях работы среди освобожденного от фашистских захватчиков населения, испытавшего гнет, бесправие и издевательства со стороны оккупантов, говорилось в решении Курского горкома, еще больше должно быть повышено чувство ответственности руководителей советских органов за теплый прием, внимание к запросам о/ и жалобам освобожденного населения...».
3 июня 1943 г.
первый секретарь Курского обкома ВКП(б) направил райкомам директивное письмо, в котором потребовал в ближайшее время навести полный порядок с разбором и рассмотрением жалоб и писем фронтовиков.
Секретарям райкомов ВКП(б) предлагалось проверить состояние дел по разбору жалоб в районных и сельских
органи365

[стр.,366]

зациях и обсудить результаты проверок на заседаниях бюро, наметив практичеХ7 ские мероприятия по активизации деятельности в этом направлении.
Однако эффективность работы по искоренению фактов бездушнобюрократического отношения к семьям фронтовиков, несмотря на все указанные меры, часто снижалась из-за того, что областные органы, и, в частности, военные отделы обкомов, не всегда должным образом контролировали выполнение принимавшихся решений, не обеспечивали глубокой проверки состояния этой проблемы в районах.
Именно недостаточный контроль, по
мнению заведующего военным отделом Воронежского обкома И.
Л.
Дегтярева, был одной из причин того, что «факты бездушно-бюрократического отношения к семьям военнослужащих, защитников нашей Родины, у нас, к сожалению, не единичны, а в ряде районов имеют массовый характер».88В своем выступлении на XVI пленуме обкома ВКП(б) (13-14 ноября 1943 г.) он вообще отметил слабый контроль за выполнением принятых решений по гособеспечению семей фронтовиков.
Несмотря на то, что эти вопросы дважды обсуждались на сессиях Облсовета, выносились решения облисполкома, бюро обкома ВКП(б), многие из них как следует не выполнялись.
Примером тому являлось решение бюро обкома от 7 октября 1943 г.
о пересмотре состава заместителей председателей райисполкомов по гособеспечению, многие из которых были неавторитетны и должным образом не защищали интересов семей фронтовиков.
Однако в указанные сроки ни военный отдел, ни отдел кадров обкома, ни заместитель председателя облисполкома, ни райисполкомы и райкомы ВКП(б) это решение не выполнили.
Это дало основания заведующему военным отделом Воронежского обкома ВКП(б) для самокритичного замечания о том, что в результате такого положения с выполнением принятых решений по гособеспечению семей военнослу89 жащих «...мы до сегодняшнего дня не навели порядка в этом деле».
Анализ документов подтверждает справедливость такого вывода не только для 1943 года, но и для последующих лет Великой Отечественной войны.
С одной стороны, можно констатировать разнообразие и значительный объем помощи, оказанной семьям фронтовиков.
Для примера обратимся к цифрам, про366

[Back]