Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 39]

39 которого входили и рассматриваемые нами области.
В этот день в областных центрах Центрального Черноземья была получена отправленная из Москвы в 16 ч.
47 мин.

теяеграмма-«молния» Народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза С.К.
Тимошенко: «Президиумом Верховного Совета СССР объявлена мобилизация.
Первый день мобилизации двадцать третьего июня»1.

Первые шаги в военно-мобилизационной работе были предприняты в соответствии с разработанными перед войной мобпланами.
Основной объем работы лег на плечи областных и районных военкоматов.
Помимо них, к мобилизационным мероприятиям подключились и другие органы, в первую очередь областные и районные комитеты партии и их военные отделы.
Например, бюро Уваровского райкома ВКП(б) Тамбовской области обсудило вопрос о мобилизационной готовности района в 00 часов 23 июня.
На заседании были заслушаны председатель райисполкома, начальник РО НКВД, прокурор, заведующий РайЗО, начальник автоколонны, председатель райпотребсоюза и некоторые другие руководящие работники.
Отметив готовность к проведению необходимых мер по мобилизационному плану, бюро наметило запасные кандидатуры на случай ухода районных должностных лиц в армию.
Во все 14 сельсоветов были командированы уполномоченные из районного актива2.
Помимо оповещения военнообязанных, производилось оборудование призывных сборных пунктов, особое внимание уделялось агитмассовой работе.
Как отмечал начальник отдела
политпролаганды Воронежского облвоенкомата старший батальонный комиссар М.И.
Елькип, «партийные, советские, комсомольские и общественные организации...
приняли самое активное участие в проведении мобилизации, в выполнении всех возложенных
заданий»3.
1Цит.
по: Яценко К.В.
Фронтовой регион.
Курск, 2006.
С.
51.
2 ГАСПИТО.
Ф.
1045.
Оп.
1.
Д.
2042.
Л.
13-14.
3 ГАОПИВО.
Ф.
3.
Оп.
1.
Д.
3644.
Л.
102.
[стр. 77]

Она включала в себя решение целого комплекса задач: проведение мобилизаций и очередных призывов в Красную Армию; организацию переосвидетельствований и перерегистраций военнообязанных; контроль за состоянием воинского учета, за правильностью бронирования и предоставления отсрочки от призыва; борьбу с дезертирством и уклонением от военной службы.
В основе мобилизационных мероприятий, помимо Закона о всеобщей воинской обязанности 1939 г., лежали соответствующие документы военного времени, принимавшиеся ГКО, Ставкой ВГК, НКО СССР и т.д.
Свою лепту в решение данных задач внесли и области Центрального Черноземья.
В этом плане самыми напряженными для них (как с точки зрения объема проделанной работы, так и с учетом особой сложности решавшихся проблем) были два периода первые месяцы войны и 1943 год, вызвавший необходимость использования людских ресурсов освобожденных от оккупации территорий.
Как известно, с началом боевых действий стали осуществляться крупные мероприятия по стратегическому развертыванию Красной Армии, важнейшим и первоочередным из которых являлась мобилизация военнообязанных 19051918 годов рождения.
Она была объявлена 22 июня 1941 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории 14 военных округов, в том числе Орловского, в состав которого входили и рассматриваемые нами области.
В этот день в областных центрах Центрального Черноземья была получена отправленная из Москвы в 16 ч.
47 мин.

телеграмма-«молния» Народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза С.
К.
Тимошенко: «Президиумом Верховного Совета СССР объявлена мобилизация.
Первый день мобилизации двадцать третьего июня».1
Насколько подготовлены оказались к такому развитию событий в областях региона? Необходимо отметить, что в течение последних предвоенных месяцев военкоматами, партийными и советскими органами проводился целый ряд мероприятий подготовительного характера как на случай мобилизации, так и в связи с очередным призывом молодежи в РККА.
Так, например, бюро Курского 77

[стр.,91]

Уже упоминалось, что значительная роль в рассматриваемом процессе принадлежала и другим структурам.
Как отмечал начальник отдела
политпропаганды Воронежского облвоенкомата старший батальонный комиссар М.
И.

Елькин, «партийные, советские, комсомольские и общественные организации...
приняли самое активное участие в проведении мобилизации, в выполнении всех возложенных
заданий».66 3 июля 1941 г.
Воронежский обком ВКП(б) и облисполком направили секретарям райкомов, горкомов партии, председателям исполнительных комитетов районных и городских Советов директиву №700с, в которой были сформулированы их основные задачи в свете знаменитой директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей.
В числе этих задач, направленных на организацию всесторонней помощи Красной Армии, говорилось и о необходимости обеспечить организованное проведение ✓7 мобилизации.
И действительно, данный вопрос постоянно являлся объектом пристального внимания, особенно со стороны областных партийных комитетов.
По линии их оргинструкторских отделов шел сбор и анализ информации о ходе мобилизации в различных районах, настроениях населения и призываемых, проявлениях патриотического подъема и произошедших инцидентах (порой в подготовленных ими обзорах отмечались, казалось бы, частные, но весьма выразительные детали например, о том, что в Великомихайловском районе У й Курской области военнообязанные приходили на сборный пункт с песнями, или о спекулянтке Зинченко из Томаровки, продававшей мобилизованным из проходящих эшелонов тухлые яйца по 10 руб.
за 3 штуки, в то время как другие женщины раздавали продукты бесплатно, в качестве подарков...69).
Эти сведения обобщались в специальных информационных записках, направлявшихся в ЦК ВКП(б).
Задачей отделов пропаганды и агитации являлась организация разнообразной агитмассовой работы с целью обеспечения необходимой явки военнообязанных, поддержания у них высокого морально-политического настроя.
Кстати, особое внимание уделялось ведению этой работы и среди провожающих на 91

[Back]