Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 43]

43 ласти к началу июля 1941 г.
в военкоматы поступило 4223 заявления от добровольцев1.
Вместе с тем имели место случаи уклонении от призыва в РККА и дезертирства: либо из-за трусости, либо из-за нежелания воевать за Советскую власть но принципиальным соображениям.
Например, бывший кулак Меркулов из Ведугского района Воронежской области отказался от явки на сборный пункт, заявив: «Нате вашу повестку, я не хочу ехать в армию»2.
Отмечались антисоветские, пораженческие высказывания, например: «Кого мы идём защищать? Коммунистическую партию? Зачем она нам нужна?» (Журавлев, Черниченский сельсовет Конышевского района Курской области)3.
Житель Инжавииского района Тамбовской области Гридчин, будучи в нетрезвом состоянии, назвал большевиков агрессорами, порвал повестку и ударил заведующего военным отделом райкома партии4.
Однако, при всех контрастах мобилизации, на ее результатах не мог не сказаться патриотический настрой, получивший широкое распространение среди призываемых и поддерживаемый партийными органами ведением разнообразной агитмассовой работы.
9 июля 1941 г.
по инициативе военного отдела назаседании бюро Курского обкома ВКП(б) был рассмотрен вопрос о ходемобилизации.
По итогам доклада облвоенкома майора И.И.
Будылина бюро отметило, что «...выполнение как централизованных, а также внутриокружных нарядов по старшему, среднему и младшему начсоставу, а также и по рядовому составу обеспечено полностью»5.
Похожая картина наблюдалась и в других областях Центрального Черноземья.
Так, в Тамбовской области на 29 июня 1941 г.
выполнение мобнарядов составило: по начсоставу 96%, младшему
начсо1ГАСПИТО.
Ф.
1045.
Оп.
1.
Д.
1988.
Л.
172; Д.
2338.
Л.
2.
2 ГАОПИВО.
Ф.
3.
Оп.
1.
Д.
3644.
Л.
101.
3 Кирпичиикова Т.А.
Военно-мобилизационная работа местных органов власти в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
(на примере Курской области): Дис.
...
канд.
ист.
наук.
Курск, 2008.
С.
117.
4 ГАСПИТО.
Ф.
1045.
Оп.
1.
Д.
1488.
Л.
184.
5 ГАОПИКО.
Ф.
11-1.
Оп.
1.
Д.
2611.
Л.
79.
[стр. 88]

ской области Федин, в прошлом раскулаченный, изорвал повестку на выдачу лошадей.
Житель Инжавинского района Гридчин, напившись пьяным, назвал большевиков агрессорами, порвал повестку и ударил заведующего военным отделом райкома партии.50 Мобилизованный бригадир колхоза им.Кирова Фатежского района Курской области Лысенко в нетрезвом виде заявил: «Лучше пускай на месте НКВД расстреляет, чем убьют на войне».51 Колхозник артели «Красный пахарь» Микояновского района Прохоров заявил, что не возьмет в руки винтовку, поскольку по его религиозным убеждениям убивать нельзя.
Были попытки уклониться от призыва, ссылаясь на якобы плохое здоровье.
Служащий Новохоперского райисполкома Полянский при мобилизации на сборном пункте сказался больным.
После того, как он был освидетельствован медицинской комиссией и признан здоровым, заявил: «Я все равно на фронт не пойду, я больной».53 В Микояновском районе Курской области 46 военнообязанных объявили себя больными, однако при медицинском обследовании 36 из них оказались здоровыми и годными к военной службе.54 Некоторые не останавливались и перед членовредительством.
Например, военнообязанный Алисов из Березовского района Воронежской области после вручения ему повестки отрубил себе указательный палец правой руки; житель Кантемировского района Гетманский два пальца, объясняя это неосторожностью.
Оба были привлечены к уголовной ответственности.55 В Жердевском районе Тамбовской области имела место попытка дачи взятки райвоенкому в сумме 100 рублей с целью получить освобождение от службы, однако по заявлению последнего против виновных было возбуждено уголовное дело.56 Тем не менее, при всех контрастах, которыми изобиловала мобилизация, патриотический настрой, получивший широкое распространение среди призываемых и поддерживаемый властью с помощью разнообразной агитмассовой работы, не мог не сыграть свою позитивную роль.
9 июля 1941 г.
бюро Курского обкома ВКП(б), заслушав доклад облвоенкома майора И.
И.
Будылина о ходе мобилизации, констатировало, что 88

[стр.,89]

«...выполнение как централизованных, а также внутриокружных нарядов по старшему, среднему и младшему начсоставу, а также и по рядовому составу гп обеспечено полностью».
Примерно так же обстояло дело и в других областях региона.
Проиллюстрируем это некоторыми цифрами, дающими представление о ходе мобилизации в Тамбовской области.
По данным на 29 июня 1941 г., выполнение мобнарядов составило: по начсоставу —96%, младшему начсоставу (СО 96%, рядовому составу 90%.
Явка по мобилизации лицам начсостава запаса была назначена преимущественно на второй-третий дни мобилизации.
Следовать в части они должны были пассажирскими поездами.
Неполная явка в первые дни (в частности, по городам Тамбову, Мичуринску, Моршанску) объяснялась пребыванием некоторых военнообязанных в командировках и отпусках.
В последующие дни они явились в свои части, и наряд по данной категории областью был практически выполнен.
Нелишне отметить, что случаев злостного уклонения от мобилизации среди лиц начсостава запаса не было.
К 8 июля в армию их было направлено 2219 человек из требуемых 2224, в том числе по командному составу 409 из 410, политическому 418 из 418, техническому 201 из 201, медицинскому 717 из 721, командному составу ВВС 52 из 52 и т.д.59 Что касается призыва рядового и младшего начсостава запаса, то здесь картина была следующая.
По централизованным нарядам Тамбовская область должна была направить 5429 человек (пополнение предназначалось для частей Западного особого военного округа и Краснознаменного Балтийского флота), по нарядам ОрВО для частей, дислоцировавшихся на ее территории 24942, итого 30371 человек.60 Эти цифры были расписаны по дням мобилизации (с М-1 по М-21), причем наибольшее число призываемых приходилось на М-2 24 июня (18399 человек).
Кроме того, по дополнительным указаниям штаба ОрВО, требовалось направить еще 10174 человека на покрытие некомплекта 32 ск, 46 сд, 644 ап, 399 ап и других частей на территории области, а также на формирование маршевых батальонов для отправки их в г.
Тулу.61 Документы свидетельствуют, что все эти задания также в основном были выполнены.
По 89

[Back]