Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 45]

45 что наименее всего армейским требованиям соответствовали колхозные машины, как требующие особенно значительного ремонта1.
Еще одной составляющей мобилизационной работы военных отделов являлись отбор и направление в армию коммунистов и комсомольцев.
Уже в первые дни войны с их участием был проведен отбор коммунистов для политработы в РККА, предусмотренный решением ЦК ВКП(б) от 17 июня и предписанием управления политической пропаганды Орловского военного округа №162163 от 21 июня 1941 г.
В частности, при Курском обкоме ВКП(б) с 25 по 27 июня работала областная комиссия по отбору военнополитического состава запаса в кадры Красной Армии, которая рекомендовала для использования в РККА в качестве заместителей командиров рот (батарей) по политчасти 87 человек“.

В дальнейшем потребность фронта в политработниках продолжала расти.
Необходимо было восполнять значительные потери политсостава, обеспечивать политическими кадрами вновь формирующиеся воинские части.
Поэтому военные отделы региона продолжали работу в этом направлении.
Так,
Тамбовский обком партии рекомендовал 7 человек на должности высшего и 43 на должности старшего политсостава в соответствии с постановлением'Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 ноября 1941 г., предусматривавшим мобилизацию на руководящую политработу в армию коммунистов, имевших соответствующую подготовку3.
Работники партийно-государственного аппарата также направлялись на учебу в Военно-политическую академию им.
В.И.
Ленина.

Так, Курским обкомом 11 октября 1941 г.
была направлена группа из 16 человек,
в том числе 4 заведующих военными отделами райкомов: Сталинского А.И.
Капранов, Новооскольского И.
Зеленский, Льговского Н.У.
Вытоптов, Ленинского сельского И.Н.
Ефимов4.
1ГАОПИКО.
Ф.
ГМ .Оп.
1.
Д.
2785.
Л.
172.
2 ГАОПИКО.
Ф.
Г1-1.0п.
1.Д.
2609.
Л.
63-79; Д.
2788.
Л.
1-16.
3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.
9-е изд.
М., 1985.
Т.
7.
С.
254.
ГАОПИКО.
Ф.
П-1.
Оп.
1.Д.
2622.
Л.
1-18.
[стр. 101]

ресно в связи с этим проследить участие в данном процессе партийных организаций Центрального Черноземья.
Отметим прежде всего, что в ходе мобилизации многие призываемые подавали заявления о вступлении в ВКП(б).
Например, в Новооскольском районе Курской области пожелали идти на фронт коммунистами В.
М.
Коняев (брат Героя Советского Союза А.
М.
Коняева, командира подводной лодки Щ-324, награжденной за участие в финской кампании орденом Красной Звезды120), Д.И.
Серков, С.
Ф.
Ольховский и другие.121 Были приняты в партию добровольцы Н.
Ф.
Тяжкин и Б.
П.
Ламзин из Моршанского, У.
А.
Бурашников из Сампурского, Н.
Ф.
Денисов из Пичаевского района Тамбовской области.
«Хочу уйти в Красную Армию коммунистом, писал в своем заявлении в Уметский райком ВКП(б) комсомолец Ф.
П.
Вяткин, в бою с фашистами я оправдаю доверие партии»122.
В первые дни войны партийными органами была проделана работа по отбору коммунистов для политработы в РККА, осуществлявшаяся на основе решения ЦК ВКП(б) от 17 июня и предписания управления политической пропаганды ОрВО №162163 от 21 июня 1941 г.
В частности, при Курском обкоме ВКП(б) с 25 по 27 июня работала областная комиссия по отбору военнополитического состава запаса в кадры Красной Армии, которая рекомендовала для использования в РККА в качестве заместителей командиров рот (батарей) по политчасти 87 человек.

Среди отобранных были люди различных профессий работники райкомов партии, райисполкомов, районных газет, инструкторы райсоветов Осоавиахима, директора школ и учителя, преподаватели ремесленных училищ и т.д.
В подавляющем большинстве они имели за плечами опыт военной службы, однако шестеро из рекомендованных никогда не служили в армии и практически не имели никакой военной подготовки.123 Как известно, в начале войны ЦК ВКП(б) передал в распоряжение Главного управления политической пропаганды Красной Армии для использования на политработе резерв партийных работников, находившихся на переподготовке слушателей Ленинских курсов при ЦК, Высшей школы партийных организато101

[стр.,102]

ров и т.д.124 Коснулось это и слушателей партийных курсов при обкомах ВКП(б).
На основании соответствующего постановления ЦК от 10 июля были, в частности, временно закрыты областные курсы партийных работников в г.Воронежс, с направлением слушателей на работу в местные партийные организации и на политическую работу в РККА.125 В последующие месяцы войны потребность в политработниках продолжала расти как из-за больших потерь на фронте, так и в связи с формированием новых воинских частей.
Поэтому партийные организации региона продолжали работу в этом направлении.
Так,
в конце августа 1941 г.
в формировавшуюся в г.
Тамбове 323-ю стрелковую дивизию решением бюро обкома ВКП(б) были направлены: начальником политотдела дивизии третий секретарь обкома Н.И.
Невежин, комиссарами полков первые секретари райкомов партии М.
А.
Марченко, Г.
Ф.
Савельев и И.
В.
Романенко.126 7 человек обком рекомендовал на должности высшего и 43 на должности старшего политсостава в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 ноября 1941 г.17 (данное постановление было принято по просьбе Главного политического управления Красной Армии и предусматривало отбор и мобилизацию на руководящую политическую работу коммунистов, имевших опыт такой работы и военную под128 готовку ).
Практиковалось также направление работников партийногосударственного аппарата на учебу в Военно-политическую академию им.
В.И.
Ленина.

Например, Курским обкомом 11 октября 1941 г.
была направлена группа из 16 человек
(3 вторых секретаря, 3 секретаря по кадрам, 4 заведующих военными отделами райкомов, 5 инструкторов обкома партии, 1 работник обл1'УQ военкомата).
Аналогичное решение приняло бюро Воронежского обкома ВКП(б) 16 февраля 1942 г., командировав в Военно-политическую академию 10 руководящих работников, в том числе председателя Облплана С.
П.
Савушкина, первого секретаря Железнодорожного райкома партии г.
Воронежа А.
В.
Ткачева, председателя Коминтерновского райисполкома И.
А.
Толубаева и 130 других.
102

[Back]