Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 59]

59 ски все, что могло, воронежское народное ополчение приняло участие летом 1942 г.
в боях за Воронеж1.
Как отмечалось в справке заведующего военным отделом Воронежского горкома ВКП(б) Н.И.
Макаревича от 11 октября 1943 г., с отводом партийных и советских организаций города в
Борисоглебск батальон народного ополчения был расформирован, а личный состав его в большинстве передан в Красную Армию2.
Значительную, можно даже сказать, основную роль сыграли ополченцы при обороне Курска.
В конце октября 1941 г., когда возникла угроза захвата города, в нем из регулярных частей находилась лишь 2-я гвардейская стрелковая дивизия, сильно поредевшая в предыдущих боях и насчитывавшая в своих рядах не более 800 человек.
В этих условиях значительной силой в распоряжении городского комитета обороны и существенным подспорьем для командира дивизии полковника А.З.

Акименко стали 4 районных полка народного ополчения г.
Курска и бойцы истребительных батальонов города и 31 района области.
Состав полков ополчения в связи с эвакуацией предприятий и учреждений к этому времени также значительно поредел.

Спустя несколько месяцев, 9 апреля 1942 г., в своей информации Военному совету Юго-Западного направления первый секретарь Курского обкома
ВКГ1(б) П.И.
Доронин, примерно определяя силы народных ополченцев защитников города, упоминал о трех тысячах бойцов, вооруженных охотничьими ружьями, самодельными гранатами и бутылками с горючей
смесыо3.
Сохранившиеся в ГАОПИКО документы военного отдела обкома позволяют уточнить эту цифру.
По данным заместителя заведующего военным отделом И.Н.
Рогова, датированным ноябрем 1941 г., за город сражались 3472 бойца народного ополчения4.
И.Н.
Рогов также указывал, что после отхода из города многие 1Яценко К.В.
Фронтовой регион.
Курск, 2006.
С.
121-122.
2 ГАОПИВО.
Ф.
3.
Оп.
1.
Д.
5268.
Л.
6 2 / 3 ГАОПИКО.
Ф.
П-1.
Оп.
1.
Д.
2851.
Л.
255.
4 ГАОПИКО.
Ф.
П-2.
Оп.
1.
Д.
8.
Л.
50.
[стр. 177]

ван в батальон усиленного состава.56 В таком составе (батальон численностью около 500 человек), отдав регулярной армии практически все, что могло, воронежское народное ополчение и примет участие летом 1942 г.
в боях за Воронеж.57 Не ставя перед собой задачу подробного рассмотрения хода оборонительных боев за Курск и Воронеж (тем более, что на сей счет имеются специальные 58 публикации ), хотя бы вкратце остановимся на той роли, которую сыграли в них подразделения народного ополчения.
Отметим прежде всего, что курским ополченцам пришлось взять на себя практически равный с подразделениями Красной Армии груз ответственности за оборону областного центра.
Дело в том, что в конце октября 1941 г., к моменту подхода немецких войск, в Курске из регулярных частей находилась лишь 2-я гвардейская стрелковая дивизия, сильно измотанная и поредевшая в предыдущих боях.
Совсем недавно вышедшая из окружения, она была направлена на оборону города командованием Брянского фронта по просьбе Курского обкома ВКП(б).
В дивизии насчитывалось не более 800 бойцов, имелось лишь 4 орудия, кочевавших по десятикилометровому фронту.
В этих условиях значительной силой в распоряжении городского комитета обороны и существенным подспорьем для командира дивизии полковника А.

3.
Акименко, вступившего 23 октября в командование Курским гарнизоном, стали 4 районных полка народного ополчения г.
Курска и бойцы истребительных батальонов города и 31 района области.
Состав полков ополчения в связи с эвакуацией предприятий и учреждений к этому времени также значительно поредел
как отмечал командир Сталинского полка С.
Фоменко, к 21 октября численный состав полка уменьшился по сравнению с первоначальным в 6 раз и составлял 640 человек.59 Спустя несколько месяцев, 9 апреля 1942 г., в своей информации Военному совету Юго-Западного направления первый секретарь Курского обкома ВКП(б) П.
И.
Доронин, примерно определяя силы народных ополченцев защитников города, упоминал о трех тысячах бойцов, вооруженных охотничьими ружьями, самодельными гранатами и бутылками с горючей
смесью.60 Современные ис177

[стр.,181]

время позволило советскому командованию подтянуть к Воронежу резервные соединения и стабилизировать фронт.
Как отмечается в справке заведующего военным отделом Воронежского горкома ВКП(б) Н.
И.
Макаревича от 11 октября 1943 г., с отводом партийных и советских организаций города в
Борисоглсбск батальон народного ополчения был расформирован, а личный состав его в большинстве передан в Красную 72 и Армию.
В литературе, посвященной сражению за Воронеж, часто говорится об участии ополчения в боях на Чижовском плацдарме 17-18 сентября 1942 г.
Некоторые авторы, в частности, А.
И.
Гринько, прямо называют действовавший там отряд «сводным отрядом народного ополчения».74Однако такое название в данном случае не совсем правомерно.
Как свидетельствуют документы, отряд был сформирован Управлением НКВД на базе истребительного батальона (хотя, возможно, в его состав и входили некоторые бывшие ополченцы, как комиссар Д.
М.
Куцыгин).
Поэтому более подробно об этом формировании будет сказано в соответствующем параграфе следующей главы.
Что же касается народного ополчения Тамбовской области, то ему не пришлось принять участие в боевых действиях, хотя осень 1942 г.
в связи со сложной ситуацией на фронте стала для него довольно напряженным периодом.
В постановлении бюро обкома ВКП(б) от 12 сентября о задачах парторганизации в связи с объявлением в области военного положения говорилось о необходимости «всемерно усилить работу по военной подготовке населения городов и сельских местностей, окончательно огформировать...
полк народного ополчения в г.
Тамбове, 2 батальона народного ополчения в Мичуринске, по одному батальону народного ополчения в Моршанске, Котовске, Рассказове и Кирсанове».75 Бюро также обязало горкомы и райкомы ВКП(б) привлечь к участию в подразделениях народного ополчения всех коммунистов и комсомольцев, способных носить оружие, и потребовало привлекать к партийной ответственности, вплоть до исключения из партии, тех коммунистов, кто без уважительных причин уклонялся от этого.76 181

[Back]