Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 66]

ту: политинформации, беседы, лекции, читки газет, выпуск «боевых листков» И т.д.1 Военное обучение требовало наличия необходимой материальной базы.
В связи с этим обкомы дали ряд поручений различным организациям: Райисполкомам подобрать для учебных пунктов необходимые помещения, военкоматам, областным и районным советам Осоавиахима учесть имеющееся учебное оружие и наглядные пособия, которые могли быть использованы в системе всевобуча.
Поскольку материальные возможности осоавиахимовских.
организаций были в
тот момент весьма ограниченны, было организовано срочное изготовление учебных пособий на местах.
Так, например, Курский обком ВЛКСМ постановил изготовить силами комсомольцев в каждом районе по 40-60 макетов винтовок для отработки приемов штыкового боя и по 30-50 учебных гранат2.
Для обеспечения боевых стрельб Воронежский обком партии
предложил заместителю начальника УНКВД майору H.A.
Беленко дать указания командирам истребительных батальонов, чтобы они выдавали в подразделения всевобуча на время занятий часть боевых винтовок.

Воронежскому книгоиздательству поручалось отпечатать 25 тыс.
экземпляров уставов и наставлений РККА,
необходимых для занятий с бойцами всевобуча3.
Реализуя эти решения, военные отделы провели большую подготовительную работу.
В Воронежской области было подобрано 126 инструкторов всевобуча райвоенкоматов (преимущественно представителей среднего комсостава), а также необходимое количество командиров для работы на учебных пунктах (один на 25-30 обучавшихся).
С последними были проведены инструктивные занятия, составлены и разосланы примерные расписания занятий и программы.
По линии обкома ВКП(б) и облвоенкомата прошли совещания с .заведующими военными отделами райкомов партии и
райвоенко6 6 1ГАОПИВО.
Ф.
3.
Оп.
1.
Д.
3583.
Л.
87-88.
2 ГАОПИКО.
Ф.
П-1.
Оп.
1.
Д.
2773.
Л.
31-32 об.
3 ГАОПИВО.
Ф.
3.
Оп.
1.
Д.
3583.
Л.
87.
[стр. 138]

(с утверждением начальников учебных пунктов и политруков на бюро райкомов); широко популяризировать в массах значение всевобуча в деле подготовки резервов для Красной Армии и т.д.31 В наиболее подробном из названных документов постановлении Воронежского обкома говорилось о необходимости проводить военные занятия «максимально приближенными к боевой обстановке, с обязательным изучением накопленного боевого опыта Красной Армии и примеров героических подвигов бойцов, командиров и партизан в настоящей отечественной войне...
научить каждого обучавшегося знать хорошо материальную часть винтовки, гранаты, владеть автоматическим оружием, вести штыковой бой, уничтожать танки противника связками гранат и бутылками с горючим, уметь маскироваться, укрываться от артиллерийского и минометного огня, от налетов авиации, ...воспитать у бойцов выносливость, смелость и находчивость, высокую военную дисциплину и преданность социалистической Родине и партии Ленина-Сталина».32 В подразделениях всевобуча предлагалось организовать разнообразную политмассовую работу: политинформации, беседы, лекции, читки газет, выпуск «боевых листков», развернуть соцсоревнование.33 Особое внимание было обращено на создание необходимой для обучения материальной базы.
Райисполкомам поручалось подобрать для учебных пунктов необходимые помещения, военкоматам, областным и районным советам Осоавиахима учесть имеющееся учебное оружие и наглядные пособия, которые могли быть использованы в системе всевобуча.
Однако, как уже отмечалось выше, возможности осоавиахимовских организаций были в этом плане весьма ограничены.
Поэтому было организовано срочное изготовление учебных пособий на местах (например, Курский обком ВЛКСМ постановил изготовить силами комсомольцев в каждом районе по 40 60 макетов винтовок для ^ I отработки приемов штыкового боя и по 30 50 учебных гранат ).
Для обеспечения боевых стрельб Воронежский обком партии
поручил заместителю начальника УНКВД майору Н.
А.
Беленко дать указания командирам истребительных батальонов, чтобы они выдавали в подразделения всевобуча на время занятий часть боевых винтовок
под ответственность их командиров и политру138

[стр.,139]

ков.
Воронежскому книгоиздательству предлагалось отпечатать для нужд всевобуча 25 тыс.
экземпляров уставов и наставлений РККА.35
В соответствии с этими решениями в течение нескольких дней, остававшихся до начала занятий, была проведена значительная подготовительная работа.
В Воронежской области было подобрано 126 инструкторов всевобуча райвоенкоматов (преимущественно представителей среднего комсостава), а также необходимое количество командиров для работы на учебных пунктах (один на 25 30 обучавшихся).
С последними были проведены инструктивные занятия, составлены и разосланы примерные расписания занятий и программы.
По линии обкома ВКП(б) и облвоенкомата прошли совещания с заведующими военными отделами райкомов партии и
райвоенкомами.
В связи с тем, что упоминавшийся выше приказ Военного совета ОрВО от 29 сентября 1941 г.
явно запоздал, в организацию занятий практически сразу же после их начала потребовалось внести коррективы: если первоначально обучение было сориентировано только на подготовку стрелков, то с 1 по 5 октября, не прекращая учебы, проводится реорганизация учебных пунктов и переукомплектование подразделений для подготовки также пулеметчиков, минометчиков, снайперов и истребителей танков.
К середине октября на 1150 пунктах всевобуча Воронежской области обучалось 42817 призывников и военнообязанных (при контрольной цифре 4А 39000 человек).
Например, в Ворошиловском районе г.
Воронежа на 11 военно-учебных пунктах проходили подготовку 2223 человека, из них —845 стрелков, 565 станковых пулеметчиков, 498 ручных пулеметчиков, 165 минометчиков, 54 истребителя танков и 96 снайперов.
1742 человека занималось в учебных группах Центрального района г.
Тамбова.
Военным отделом райкома партии особенно отмечалась хорошая работа групп фельдшерско-акушерской школы (комвзвода Иванов), автотехникума (комвзвода Христофоров) и электростанции (комвзвода Михетько).38 К пропаганде всевобуча были подключены средства массовой информации.
23 сентября в «Тамбовской правде» была напечатана статья полковника С.
Петровского «Задачи всеобщего военного обучения», в которой комментировалась 139

[Back]