Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 71]

71 1941/42 учебном году на основании постановления СНК СССР от 11.08.41 г.
«Об усилении военной и физической подготовки учащихся VIII X классов средних школ» количество учебных часов на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку было увеличено: в 8-м классе до трех часов в неделю вместо одного часа, в 9-м классе до четырех часов вместо двух и в 10-м классе до пяти часов в неделю вместо
двух1.
Проблема подготовки оборонных кадров
продолжала оставаться объектом постоянного внимания областных партийных органов и их военных отделов и в 1942 г.
Например, на заседании бюро Тамбовского обкома ВКП(б) 12 марта по инициативе военного отдела был рассмотрен вопрос о работе осоавиахимовских организаций области.
Отмстив их роль в деле формирования и боевой подготовки подразделений народного ополчения, обучения военных специалистов, в подготовке к обороне городов области, бюро в то же время выразило озабоченность сокращением количества первичных организаций и особенно состоянием кадрового состава Осоавиахима.
В связи с уходом большинства членов областного совета этой организации в РККА было создано оргбюро облсовета Осоавиахима.

За счет уволенных из армии по ранению и болезни командиров и политработников
предлагалось укрепить районные советы общества2/ Весной-летом 1942 г.
в иеоккупированной части Курской области была предпринята попытка оживить краснокрестовское движение.
При этом пришлось создавать практически заново районные структуры РОКК.
Так, заведующий военным отделом Октябрьского райкома партии Сухоруков 13 июня докладывал в военный отдел обкома, что решением бюро РК ВКП(б) было создано оргбюро районного комитета Красного Креста в составе 5 человек.
6 июня было проведено первое заседание оргбюро, утвержден план работы на месяц, распределены участки работы между его членами.
Особое внимание 1 Шамаев В.Г.
Партийное руководство военно-патриотическим воепш анием населения Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны Воронеж, 1988.
С.
90 2 ГАСПИТО.
Ф.
1045.
Оп.
1.
Д.
3121.
Л.
63-64.
[стр. 142]

пример, в Старооскольском районе после перерыва, вызванного призывом в армию граждан 1922 1923 годов рождения, занятия возобновились с 5 декабря с новым контингентом (764 допризывников 1924-го и 715 —1925-го года рождения).
9 Всего по области на 1 января 1942 г.
военным обучением было охвачено 9592 человека.50 Одной из проблем, связанных с налаживанием системы всевобуча, было установление четкого разграничения сфер деятельности между структурами, занимавшимися военной подготовкой различных категорий населения.
Так, судя по документам, на первых порах отсутствовало ясное представление о том, как соотнести всевобуч и боевую подготовку в подразделениях народного ополчения, и по этому и подобным ему вопросам давались соответствующие указания.
1 ноября 1941 г.
заведующий военным отделом Воронежского обкома ВКП(б) Г.
П.
Ефимов в письме секретарям райкомов разъяснял, что граждане, состоящие в народном ополчении, истребительных отрядах, командах МПВО, обязаны пройти военное обучение при этих подразделениях под контролем военкоматов.
Учащаяся молодежь должна была проходить программу всевобуча при своих учебных заведениях (в связи с чем военруки этих заведений к проведению занятий на учебных пунктах военкоматов не привлекались).51 В связи с последним замечанием уместно будет напомнить, что военное обучение в школах и других учебных заведениях также являлось одним из важных каналов подготовки боевых резервов для фронта.
В 1941/42 учебном году на основании постановления СНК СССР от 11.08.41 г.
«Об усилении военной и физической подготовки учащихся VIII X классов средних школ» количество учебных часов на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку было увеличено: в 8-м классе до трех часов в неделю вместо одного часа, в 9-м классе до четырех часов вместо двух и в 10-м классе до пяти часов в неделю вместо
двух.52 Работа по военной подготовке молодежи проводилась и по линии комсомольских организаций.
Так, в соответствии с указанием ЦК ВЛКСМ, 8 ноября 1941 г.
Тамбовский обком комсомола принял постановление о подготовке бой142

[стр.,143]

цов-истребителей танков.
По распоряжению облвоенкомата они считались проходящими всеобщее военное обучение и после завершения программы получали соответствующие удостоверения.53Правда» в ряде районов учеба началась с опозданием, многие райкомы ВЛКСМ и созданные специально для этого штабы не контролировали работу командиров подразделений, и выполнить задание в срок (к 1 декабря) не удалось.
Ситуация изменилась к лучшему лишь к началу 1942 г.
К 10 января в области было подготовлено 4070 истребителей танков и 3275 находилось в процессе обучения.
Многие из них прослушали курс в Тамбовской, Мичуринской и Моршанской школах подрывников, ознакомившись с основными свойствами взрывчатых веществ, изготовлением мин и гранат.54 13 февраля 1942 г.
в соответствии с решением ЦК ВЛКСМ Тамбовский обком комсомола принял постановление о создании в системе всевобуча комсомольско-молодежных подразделений.
Они комплектовались бойцами, прошедшими 110-часовую программу подготовки.
Ответственность за материальное и командное обеспечение комсомольско-молодежных подразделений возлагалась на горкомы и райкомы ВЛКСМ.
Первая очередь бойцов этих формирований приступила к занятиям с конца февраля, вторая проходила обучение с середины мая (на этот раз в них разрешили принимать в подразделения автоматчиков и снайперов девушек в возрасте от 18 до 26 лет), третья с сентября 1942 г.55 На пунктах всевобуча и в комсомольско-молодежных формированиях создавались комсомольские группы и выбирались комсорги, одной из главных задач которых была организация соревнования за быстрейшее овладение воинской специальностью.
В 1942 году проблема подготовки оборонных кадров продолжает оставаться объектом постоянного внимания и областных партийных органов.
Так, на заседании бюро Тамбовского обкома ВКП(б) 12 марта был рассмотрен вопрос о работе осоавиахимовских организаций области.
Отметив их роль в деле формирования и боевой подготовки подразделений народного ополчения, обучения военных специалистов, в подготовке к обороне городов области, бюро в то же время выразило озабоченность сокращением количества первичных организа143

[стр.,144]

ций и особенно состоянием кадрового состава Осоавиахима.
В связи с уходом большинства членов областного совета этой организации в РККА было создано оргбюро облсовета Осоавиахима,
районные же советы предлагалось укрепить за счет уволенных из армии по ранению и болезни командиров и политработников.57 Предметом серьезного обсуждения на бюро Воронежского обкома партии 16 апреля 1942 г.
стало состояние физкультурной и спортивной работы в области.
Оценено оно было как крайне неудовлетворительное, и острейшей критике в связи с этим был подвергнут целый ряд организаций: областной комитет по делам физкультуры и спорта, городские и районные инспекторы физкультуры («...не обеспечили перестройку работы спортивных обществ и физкультурных коллективов, перестали обучать физкультурников рукопашному и штыковому бою, гранатометанию, стрельбе, боксу, фехтованию, автомобильному и мотоциклетному спорту и другим важнейшим военно-прикладным специальностям,...
растеряли кадры физкультурных работников и спортивный актив, из 2300 физоргов, инструкторов и преподавателей физкультуры, подготовленных в 1941 г., в настоящее время на физкультурной работе осталось только 30 40 человек»58), комсомол («...самоустранился от повседневного руководства делом физического воспитания молодежи»59), обкомы профсоюзов («...вместо укрепления работы спортобществ стали на путь ликвидации их, процентные отчисления, установленные ВЦСПС на военно-физкультурную работу, расходуют не по прямому назначению»60) и т.д.
Отметив недопустимость отношения к физкультурной работе, как к делу второстепенному, обком ВКП(б) предложил осуществить ряд мероприятий по укреплению ДСО и физкультурных коллективов и подготовке к летнему спортивному сезону.
Особое внимание при этом обращалось на необходимость проведения массовых военизированных соревнований, походов, военно-тактических учений.
Для повышения спортивного мастерства и подготовки необходимых кадров общественных инструкторов рукопашного и штыкового боя, гранатометчиков-истребителей танков, пловцов и т.д.
было решено создать в Воронеже военно-спортивную школу.
Были угвер144

[Back]