Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 75]

75 § 3.
ВОЕННЫЕ ОТДЕЛЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТЫЛА Одной из особенностей работы военных отделов партийных комитетов областей Центрального Черноземья, по сравнению с многими другими регионами, являлось то, что в силу их прифронтового и фронтового положения значительное место в ней занимала деятельность, связанная с обеспечением нормального функционирования ближайшего тыла действующей армии, поддержанием его безопасности.
Рассматривая это направление деятельности военных отделов, можно выделить в нем два важных аспекта: участие в мероприятиях по охране тыла силами истребительных батальонов, создаваемых из гражданского населения, и организация местной противовоздушной и противохимической обороны.
Истребительные батальоны, как и народное ополчение,
являлись добровольческими военизированными формированиями, хотя, в отличие от него, имели ряд особенностей.
Если народное ополчение создавалось для защиты рубежей родного края от вражеских войск, участия в боевых действиях совместно с регулярными армейскими частями, то основной функцией истребительных батальонов являлось обеспечение безопасности тыла действующей армии-от подрывных действий противника.
Как напишет впоследствии Маршал Советского Союза К.К.
Рокоссовский, в годы Великой Отечественной войны «охрана тылов была такой же важной задачей, как удержание позиций в обороне и выполнение приказа в наступлении...»1.
Обстановка военного времени требовала усилить бдительность, вести беспощадную борьбу с вражескими шпионами, провокаторами и распространителями ложных слухов.
Противник забрасывал в тыл Красной 1Цит.
по: ДоманкЛ.С.
Тыл Огненной дуги.
Воронеж, 1989.
С.
131.
[стр. 209]

209 ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ПО УКРЕПЛЕНИЮ И ОХРАНЕ ТЫЛА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ § 1.
МОБИЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Одной из особенностей военно-организаторской работы, проводившейся в период войны в областях Центрального Черноземья, являлось то, что в силу их прифронтового и фронтового положения значительное место в ней, в отличие от многих других регионов страны, занимала деятельность, связанная с укреплением ближайшего (оперативного) тыла действующей армии.
Главнейшим направлением этой деятельности являлось оказание помощи Красной Армии в строительстве разного рода оборонительных сооружений.
Напомним, что в годы Великой Отечественной войны участие гражданского населения в оборонительном строительстве обеспечивалось путем трудовых мобилизаций, что определялось и регламентировалось целым рядом документов военного времени.
Уже 22 июня 1941 г., в соответствии со статьей 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в местностях, объявленных на военном положении, военным властям в лице Военных советов фронтов, армий, военных округов предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, для охраны важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами и т.д.1 Постановлением ГКО № 317 от 28 июля 1941 г.
«О призванных в порядке трудовой повинности на строительство оборонительных сооружений» определялось, что если в результате действий противника привлеченный на строительство получает увечье или погибает, то соответственно он либо его семья получают пенсию на общих основаниях с военнослужащими.2

[стр.,248]

248 § 2.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ БАТАЛЬОНОВ Важнейшее место в укреплении тыла действующей армии в годы Великой Отечественной войны занимало осуществление мероприятий по обеспечению его безопасности.
Маршал Советского Союза К.
К.
Рокоссовский позднее напишет: «Охрана тылов была такой же важной задачей, как удержание позиций в обороне и выполнение приказа в наступлении...».1Особую роль в борьбе с различными враждебными элементами, в поддержании строгого порядка на территории прифронтовых областей играли, наряду с войсками по охране тыла Красной Армии и органами внутренних дел, истребительные батальоны из местного населения.
Истребительные батальоны —один из первых видов военизированных формирований, созданных в нашей стране в период войны —организовывались согласно постановлениям Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г.
«О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» и «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов».
Они формировались из представителей партийного и советского актива, добровольцев, физически крепких, но не подлежащих призыву в армию, для охраны важных народнохозяйственных объектов, борьбы с разведывательно-диверсионными группами и воздушными десантами противника.2 В частности, в первом из названных постановлений предусматривалось создать истребительные батальоны численностью от 100 до 200 человек при городских и районных отделах НКВД, вооружить каждый из них двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами, гранатами, предоставить право использования в необходимых случаях всех видов местной связи и транспорта.
Местные партийные и советские органы обязывались оказывать всяческое содействие органам НКВД в организации и укомплектовании этих формирований.
Общее руководство истребительными батальонами возлагалось на заместителя Председателя СНК, Наркома внутренних дел СССР Л.
П.
Берия.3 25-26 июня в развитие

[стр.,290]

укреплений тягла и техники, выделение строительных материалов и производство необходимых инструментов и оборудования, обеспечение материальнобытовых условий работавших, организацию работ и подбор кадрового состава руководителей строительства.
На оборонительное строительство распространялась и существовавшая в то время система политико-идеологического обеспечения.
Для ведения массово-политической работы выделялись комиссары и политработники, действовали бригады лекторов и агитаторов, повсеместно практиковалась организация соревнования.
В то же время использовались и рычаги принуждения, вплоть до привлечения граждан к уголовной и административной ответственности за уклонение от оборонительных работ и дезертирство с рубежей.
При осуществлении оборонительного строительства имелись и примеры неоперативности, неорганизованности как в действиях местных партийногосударственных органов (главным образом из-за плохого контроля за выполнением своих решений), так и со стороны командиров военно-строительных частей.
Следует также отметить, что по разным причинам не все из построенных сооружений были использованы Красной Армией эффективно, однако это зависело уже не столько от местного руководства, сколько от военного командования.
Что же касается самих строителей, то многие из них показали образцы поистине героического, ударного труда, в тяжелейших условиях выполнив колоссальный объем работ.
Действенным инструментом, с помощью которого местные органы власти областей Центрального Черноземья совместно с соответствующими структурами Красной Армии и НКВД-НКГБ практически на протяжении всей войны обеспечивали безопасность советского тыла, являлись истребительные батальоны.
Как и народное ополчение,
они были добровольческими военизированными формированиями, хотя в отличие от него имели ряд особенностей.
В данном случае, например, можно отметить значительную руководящую роль областных и районных органов внутренних дел, которые не только участвовали совместно с партийными комитетами в комплектовании и организации боевой подготовки 290

[Back]