Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 82]

82 снабжением истребительных батальонов предметами снаряжения: противогазами, шанцевым инструментом и т.д.
С 3 июля в истребительных батальонах начались регулярные занятия по боевой подготовке.
Они проводились ежедневно, в рабочие дни по 2 часа,
в выходные —по 4 часа.
В основу учебы была положена 98-часовая программа, предусматривавшая занятия по тактической, огневой, строевой подготовке, рукопашному бою, изучению материальной части оружия и т.д.
Была организована также политподготовка бойцов, для чего проводились политинформации, беседы и другие
мероприятия1.
В начале деятельности истребительных батальонов Курской области выявились и присущие им серьезные недостатки.
Была велика текучесть личного состава, в течение месяца некоторые батальоны обновились на 4050%.
Проверявший работу Льговского истребительного батальона инструктор военного отдела обкома ВКП(б) И.Н.
Лоскутов отмечал, что с момента его организации
личный состав батальона изменялся три раза2.
Во многом это объяснялось ошибками, допущенными при комплектовании истребительных батальонов, когда при первоначальном
составлении списков в них включили лиц, подлежавших призыву в Красную Армию, а также тех, кто по физическому состоянию был не годен к несению службы и скоро отсеялся.
Из состава батальонов пришлось вывести и многих руководящих работников, которые по характеру своей деятельности не имели возможности посещать занятия и участвовать в операциях.
14 июля по этому вопросу в районы было направлено специальное указание УНКВД, согласованное с первым секретарем обкома партии П.И.
Дорониным3.

По другим причинам как «нежелательные элементы» исключались из истребительных батальонов выходцы из кулацких семей, сыновья
священ1 Яиенко К.В.
Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны: Дис.
...
докт.
ист.
паук.
М., 2003.
С.
253-254.
2 ГАОПИКО.
Ф.
П-1.
Оп.
1.
Д.
2785.
Л.
88.
3 ГАОПИКО.
Ф.
П-1.
Он.
1.
Д.
2785, Л.
86-87.
[стр. 253]

В большинстве батальоны были скомплектованы из лиц, проживавших в райцентре или в населенных пунктах, расположенных от него в радиусе 7-8 километров, что обеспечивало быстрый сбор личного состава по тревоге.
В тех случаях, когда отдельные взводы дислоцировались на значительном удалении от райцентра (до 15-20 км), батальоны испытывали значительные трудности, поскольку обеспеченность их средствами передвижения не всегда была удовлетворительной.
Особенно не хватало автомашин: по расчету, направленному в районы председателем облисполкома В.
В.
Волчковым, к истребительным батальонам должно было быть прикреплено 211 грузовых машин, но на 25 июля их было всего 118.
К тому же часть из них требовала ремонта, не была обеспечена шоферами (в одном из батальонов г.
Курска на 6 машин имелось только 2 шофера) и бензином.
Лучше обстояло дело с обеспечением истребительных батальонов гужевым транспортом.
Однако, если по количеству его было вполне достаточно, то из-за плохого качества лошадей и телег скорость передвижения часто была ниже, чем при следовании пешим порядком.
Всего же на конец июля к истребительным батальонам было прикреплено 118 грузовых и 29 легковых машин, 23 мотоцикла, 699 велосипедов, 960 пароконных повозок и 1087 верховых лошадей.21 Для вооружения истребительных батальонов Курской области со складов артиллерийского управления РККА, складов войск НКВД и от осоавиахимовских организаций было получено 8835 винтовок, в том числе 2167 автоматических и самозарядных, 8 станковых и 20 ручных пулеметов, 1382 кавалерийских клинка, 10000 ручных фанат РГД-33, 1158685 винтовочных патронов.
Помимо этого, для довооружения батальонов на местах использовали малокалиберные винтовки в количестве 345 штук и 1177 охотничьих ружей, собранных у местного населения.
Особенные трудности были связаны со снабжением истребительных батальонов предметами снаряжения: противогазами, шанцевым инструментом и т.д.22 С 3 июля в истребительных батальонах начались регулярные занятия по боевой подготовке.
Они проводились ежедневно, в рабочие дни по 2 часа
и в 253

[стр.,254]

выходные по 4 часа.
В основу учебы была положена 98-часовая программа, предусматривавшая занятия по тактической, огневой, строевой подготовке, рукопашному бою, изучению материальной части оружия и т.д.
Была организована также политподготовка бойцов, для чего проводились политинформации, беседы и другие
мероприятия.23 В начале деятельности истребительных батальонов Курской области выявились и присущие им серьезные недостатки.
Была велика текучесть личного состава, в течение месяца некоторые батальоны обновились на 40-50%.
Проверявший работу Льговского истребительного батальона инструктор военного отдела обкома ВКП(б) И.
Н.
Лоскутов отмечал, что с момента его организации
24 личный состав батальона изменялся три раза.
Во многом это объяснялось ошибками, допущенными при комплектовании истребительных батальонов, когда при первоначальном
составлегаи списков в них включили лиц, подлежавших призыву в Красную Армию, а также тех, кто по физическому состоянию был не годен к несению службы и скоро отсеялся.
Из состава батальонов пришлось вывести и многих руководящих работников, которые по характеру своей деятельности не имели возможности посещать занятия и участвовать в операциях (14 июля по этому вопросу в районы было направлено специальное указание УНКВД, согласованное с первым секретарем обкома партии П.
И.
Дорониным
25).
По другим причинам как «нежелательные элементы» исключались из истребительных батальонов выходцы из кулацких семей, сыновья
священников и т.д.
В ряде районов, приступив к созданию подразделений народного ополчения, стали переводить в них часть бойцов и особенно комсостав истребительных батальонов, ошибочно считая, что те могут одновременно состоять в обоих формированиях.
В Воловском районе бюро райкома даже настаивало на слиянии истребительного батальона с народным ополчением, не понимая, что перед ними стоят не совсем одинаковые задачи.26 Имело место несоответствие численного состава истребительных батальонов указаниям, данным в постановлении бюро обкома и облисполкома от 26 июня 1941 г.
В частности, в Обоянском батальоне количество личного состава 254

[Back]