Проверяемый текст
Попова, Светлана Николаевна; Влияние терапии фозиноприлом на мембранно-клеточные параметры эритроцитов у больных артериальной гипертонией в сочетании с ожирением и гиперхолестеринемией (Диссертация 2007)
[стр. 29]

глютатионтрансфераза, глютатионпероксидаза и др.), что является одним из основных показателей гомеостаза [10, 57, 116].
Однако избыточная продукция РФК при многих сердечно-сосудистых заболеваниях и их факторах риска [15, 57, 164, 189, 195, 217] преодолевает защитную функцию антиоксидантных механизмов клетки и становится сильным патогенным фактором, подвергая окислению и нарушая функции' таких биологических макромолекул, как ДНК, белки, липиды.
Конечные продукты
ПОЛ, включая ненасыщенные альдегиды и другие метаболиты, обладают сильными цитотоксическими и мутагенными свойствами.
Избыток РФК вызывает существенные изменения функции эндотелия сосудов: торможение эндотелийзависимой вазодилатации, увеличение синтеза адгезивных молекул, что ведет к прилипанию и проникновению моноцитов в сосудистую стенку, превращению их в макрофаги; увеличение продукции различного рода факторов
роста, повышение агрегации тромбоцитов и тромбообразования, активности апоптоза и др.
В целом возникает выраженная дисфункция сосудистого эндотелия
[134, 179, 217, 242, 253].
Среди патогенных эффектов избытка РФК необходимо также отметить усиление пролиферации
ГМК, что ведет к гипертрофии и ремоделированию стенки сосудов, утолщению их медиального слоя, нарушению состава внеклеточного матрикса и структуры артериальной стенки в целом [189].
Увеличение массы гладких мышц сосудов способствует усилению их сокращения и сужению просвета в ответ
на разного рода сосудосуживающие влияния.
Показано, что супероксид-анион наряду с прямым
вазоконстрикторным эффектом [242], а также повышением синтеза эндотелина [145] в еще большей степени увеличивает сократимость артерий, как это имеет место при АГ [253, 145] и других сосудистых заболеваниях [179, 195].
Процессы ПОЛ усиливаются при сочетании АГ с МС [30, 86].
Эндотелиальная дисфункция играет важную роль в патогенезе многих
сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе АГ [158, 187].
Эндотелий обеспечивает динамическое равновесие между
вазодилатируюшими и вазоконстрикторными факторами, регулирует рост и пролиферацию субэндотелиальных клеточных и неклеточных
[стр. 24]

цепную реакцию и включают инициирование, удлинение, разветвление, обрыв цепей окисления.
Избыточное образование продуктов ПОЛ оказывает повреждающее действие на уровне клеток, их цитотоксичность связана с накоплением перекисей липидов в ЛПВП.
При этом свободные радикалы участвуют в деструкции эндотелия.
Процесс образования свободных радикалов протекает «лавинообразно» с увеличением их концентрации и формированием новых цепей окисления.
Диеновые конъюгаты, являющиеся первичными продуктами ПОЛ, относятся к токсическим метаболитам, которые оказывают повреждающее действие на липопротеиды, белки, ферменты и нуклеиновые кислоты.
Дальнейшими продуктами ПОЛ являются альдегиды и кетоны (М ДА и др.), которым принадлежит важная роль в синтезе простагландинов, прогестерона и других стероидов.
МДА ингибирует простациклин, способствуя агрегации тромбоцитов и тромбообразованию.
В результате взаимодействия диальдегидов со свободными группами мембранных соединений образуются конечные продукты ПОЛ (Ш О и др.), непрерывное накопление которых способствует дестабилизации мембраны и деструкции клеток.
Беспредельное увеличение количества свободных радикалов в естественных условиях не приводит к разрушению клеточных структур благодаря наличию в организме сложной и многокомпонентной системы биоантиокислителей и естественных антиоксидантов, способных при химическом воздействии ингибировать свободнорадикальное окисление липидов.
При нормальных условиях в организме сохраняется равновесие между скоростью ПОЛ и активностью антиоксидантной системы (витамины Е, С, В, СОД, каталаза, глютатионтрансфераза, глютатионпероксидаза и др.), что является одним из основных показателей гомеостаза [12, 39, 52, 65].
Однако избыточная продукция реактивных форм кислорода (РФК) при многих сердечнососудистых заболеваниях и их факторах риска [52, 166, 206, 276, 165, 160, 198] преодолевает защитную функцию антиоксидантных механизмов клетки и становится сильным патогенным фактором, подвергая окислению и нарушая 24

[стр.,25]

функции таких биологических макромолекул, как ДНК, белки, липиды.
Конечные продукты
перекисного окисления липидов, включая ненасыщенные альдегидыи другие метаболиты, обладают сильными цитотоксическими и мутагенными свойствами.
Избыток РФК вызывает существенные изменения функции эндотелия сосудов: торможение эндотелийзависимой вазодилатации, увеличение синтеза адгезивных молекул, что ведет к прилипанию и проникновению моноцитов в сосудистую стенку, превращению их в макрофаги; увеличение продукции различного рода факторов
росга, повышение агрегации тромбоцитов и тромбообразования,, активности апоптоза и др.
В целом возникает выраженная дисфункция сосудистого эндотелия
[166, 276, 262, 121, 178].
Среди патогенных эффектов избытка РФК необходимо также отметить усиление пролиферации
гладкомышечных клеток, что ведег к гипертрофии и ремоделированию стенки сосудов, утолщению их медиального, слоя, нарушению состава внеклеточного матрикса и структуры артериальной стенки в целом [198].
Увеличение массы гладких мышц сосудов способствует усилению их сокращения и сужению просвета в ответ
па разного рода сосудосуживающие влияния.
Показано, что супероксид-анион наряду с прямым
вазокопстрккторным эффектом [262], а также повышением синтеза эндотелияа [146] в еще большей степени увеличивает сократимость артерий, как это имеет место при АГ [276, 146] и других сосудистых заболеваниях [206, 178].
Артериальная гипертония является одной из самых распространенных заболеваний и несомненным фактором риска сердечно-сосудистой смертности.
Тем не менее, патофизиологические факторы, ведущие к повышению АД, недостаточно изучены.
В последнее время сформировалось представление о роли кислородных свободных радикалов в сердечно-сосудистой патологии, связанной о нарушением регуляции тонуса сосудов.
Одновременно накапливались данные, свидетельствующие о важной роли нарушения метаболизма оксида азота в дисфункции эндотелия и развитии АГ [145, 194, 219].
Эндотелиальная дисфункция играет важную роль в патогенезе многих
25

[стр.,26]

сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе АГ [241].
Ранее эндотелиальную дисфункцию рассматривали как один из важнейших факторов [194], но в настоящее время стало известно, что формирование А Г не только связано с утратой адекватного контроля за состоянием сосудистого тонуса, но и ассоциируется с нарушением релаксационных свойств эндотелия [145].
Эндотелий обеспечивает динамическое равновесие между
вазодилатирующими и вазоконстрикторными факторами, регулирует рост и пролиферацию субэндотелиальных клеточных и неклеточных структур, а также влияет на проницаемость сосудов [219].
Эндотелиальная выстилка сосудов регулирует местные процессы гемостаза, пролиферации, миграции клеток крови в сосудистую сгеику и сосудистый тонус.
Дисфункцией эндотелия принято называть дисбаланс между факторами, обеспечивающими все эти процессы [29], Основными причинами формирования дисфункции эндотелия являются: АГ, сахарный диабет, возраст, курение, гиперлииидемия, генетические дефекты и ишемическо-реперфузионные повреждения эндотелия.
Нарушение N 0 зависимого расслабления артерий у больных с АГ может быть обусловлено следующими механизмами: снижением продукции NO, ускоренной его деградацией,, изменением цитоархитектоники сосудов.
Наибольшее значение в снижении эидотелийзависимой вазодилатации придают внутриклеточному оксидатгтному стрессу: свободнорадикальное окисление резко снижает продукцию эндотелиоцитами N 0.
Отмечено, что ангиотензин II индуцирует дисфункцию эндотелия путем накопления в нем эндоперекисей [182].
Большое значение в регуляции свободнорадикалыюго окисления мембран эндотелия придают иейрогуморальцой активации, реализующейся при АГ.
Таким образом, гиперактивация тканевой решш-аигиотензян-альдостероновой системы является едва ли не обязательным компонентом АГ, которому наряду с .
механическим стрессом отводится большое значение в патофизиологии АГ.
К настоящему времени доказано, что эндотелиальная дисфункция не только является непременным участником АГ, но и определяег ее поддержание и 26

[Back]