108 в том числе, смысложизненных, потребностей человека на протяжении всего периода его активной деятельности. В материалах ЮНЕСКО указывается, что сведение проблемы непрерывного образования к восполнению знаний в течение всей жизни, либо постоянному повышению профессиональной квалификации является значительным упрощением содержания концепции и создает видимость легкости ее практической реализации. Сущностью же непрерывного образования не является исключительно развитие интеллектуальных возможностей человека, а формирование личности. В настоящее время идея непрерывного образования должна быть понята как гипертрофия одного из образовательных процессов, а именно связанного с развитием человека [135]. По нашему мнению, система непрерывного образования призвана обеспечить переход от линейного движения человека по ступеням образовательной системы — от низших к высшим — к многомерному образованию, что позволяет реализовывать потребности в самообразовании, духовном и профессиональном росте личности. Другой важнейшей (экзистенциальной) характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку продуктивно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации. Возможность и привычность обращения к необходимым формам непрерывного образования является залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на протяжении жизненного пути. Одновременно непрерывное образование служит основой творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения. Согласно концепции ЮНЕСКО, в центре развития цивилизации должен быть человек, его воспитание и формирование, все остальное важно, но относительно второстепенно. |
14 4. Идея непрерывного образования должна быть понята как гипертрофия одного из образовательных процессов, а именно связанного с развитием человека. Система непрерывного образования призвана обеспечить переход от линейного движения человека по ступеням образовательной системы от низших к высшим к многомерному, позволяющему реализовать возможности для духовного и профессионального роста не только в традиционных институциональных учебных заведениях, но и в системе общественных образовательных институтов и через самообразование, потребность в котором у многих людей растет вместе с возрастом. Другой важнейшей (экзистенциальной) характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку продуктивно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации. Возможность и привычность обращения к необходимым формам непрерывного образования является залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на протяжении жизненного пути. Одновременно непрерывное образование служит основой творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения. 5. Образовательное общество это такой тип организации образования, когда институциональное формальное образование наращивает свой потенциал на базе сложившихся социальных, экономических, производственных институтов, причем стремление к интеграции наблюдается не только со стороны образования, но и самих указанных институтов, поскольку они имеют общие с образовательными учреждениями интересы. Критерием оценки степени образованности общества может служить не только степень разветвленности разнообразных учебно-воспитательных учреждений, как государственных, так и общественных, не только степень развития каналов, по которым циркулирует информация в обществе, но и степень удовлетворенности индивидов и социальных групп получаемым образованием, его способностью выступать в качестве средства разрешения встающих перед обществом, различными социальными группами и отдельными индивидами проблем. 6. Чрезвычайно важной для современного этапа развития России является идея о создании единого культурно-образовательного пространства региона, связанная с защитой и развитием культурной самобытности ее регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества. Единым, культурным, образовательным и способным к развитию это пространство станет, если будут объединены и учтены потребности всех субъектов, заинтересованных в со 117 ние как новое мировоззрение, мышление это новый взгляд на построение такой системы образования, которая позволяет каждому человекуI обучаться и развиваться в течение всей жизни. Такой взгляд означает коренную радикализацию педагогического мышления. Представление о разовом характере процесса обучения в течение длительного времени лежало в основе деятельности классической системы образования. В классическую модель образования была как бы “вмонтирована” идея его завершенности. В связи с ускорением темпов обновления системы знании, с повышением ценности каждого этапа жизни личности стала актуальной задача доучивания и обеспечения разнообразных образовательных, в том числе, смысложизненных, потребностей человека на протяжении всего периода его активной деятельности. Все более очевидной, отмечает О.В.Долженко, становится идея уникальности жизненного пути человека, связанная с неповторимостью прохождения каждым из нас системы своих проблемных ситуаций, а значит, и неповторимости личного опыта человека, который и определяет систему образовательных запросов.1 В своей изданной ЮНЕСКО книге Пауль Ленгранд указывает, что сведение проблемы непрерывного образования к восполнению знаний в течение всей жизни, либо постоянному повышению профессиональной квалификации является значительным упрощением содержания концепции и создает видимость легкости ее практической реализации. Сущностью же образования не является исключительно развитие интеллектуальных возможностей человека, а формирование личности. В настоящее время идея непрерывного образования должна быть понята как гипертрофия одного из образовательных процессов, а именно связанного с развитием человека. По нашему мнению, система непрерывного образования призвана обеспечить переход от линейного движения человека по ступеням образовательной системы от низших к высшим к многомерному, позволяющий реализовать возможности для духовного и профессионального роста не только в традиционных институциональных учебных заведениях, но и в системе общественных образовательных институтов и через самообразование, потребность в котором у многих людей растет вместе с возрастом. Другой важнейшей (экзистенциальной) характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помо1 См.: Долженко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М. 1995. С. 54-55. ' См.: Ixngrand P. Areas ofLearning Basic of Lifelong Education. Paris. 1986. t 118 гающим человеку продуктивно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации. Возможность и привычность обращения к необходимым формам непрерывного образования является залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на протяжении жизненного пути. Одновременно нерпрерывное образование служит основой творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения. В отличие от бывшего СССР, где образование рассматривалось в основном как обучение в школе, техникуме и вузе, концепция, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени ее создания, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни. Образование включает кроме дошкольных учреждении, школ, техникумов и вузов, системы внешкольЧ > V i* К А ной, вневузовскои и послевузовской подготовки и передподготовки кадров высшей квалификации, систему воспитания и непрерывного образования. Суть концепции ЮНЕСКО: в центре развития цивилизации должен быть человек, его воспитание и формирование, все остальное важно, но относительно второстепенно. На основе доклада “Учиться, чтобы быть”, подготовленного в 1972 г . под руководством Э.Фора, ЮНЕСКО приняла решение (1974 г.), признавшее непрерывное (перманентное) образование в качестве основного принципа реформ образования. Рассмотрим, как связаны гуманизация и непрерывное образование. Сущностью этих идей является предоставление индивидам возможностей для их личностного и профессионального развития. Идея непрерывного образования в общем виде отразила потребность упорядочения вертикальной и горизотальной структуры образовательного процесса и обогащения ее новыми элементами, в которых, в свою очередь, находят воплощение потребности индивидов и социальных групп, и с этой позиции процесс изменения направленности, содержания образования и обогащения структуры образовательных форм есть процесс гуманизации образования. В 1972 г. по заказу ЮНЕСКО научный коллектив под руководством Р.Даве на основе анализа тенденций практического развития образования определил принципы непрерывного образования: 1.Охват образованием всей жизни человека. 2.Универсальность и демократичность образования. 3. Возможность создания альтернативных структур для получения образования. 4. Увязка общего и профессионального образования. |