Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 109]

109 На основе доклада «Учиться, чтобы быть», подготовленного в 1972 г.
под руководством Э.Фора, ЮНЕСКО приняла решение (1974 г.), признавшее непрерывное (перманентное) образование в качестве основного принципа реформ образования,
как средства становления просвещенного общества в эпоху глобализации.
Рассмотрим, как связаны гуманизация и непрерывное образование.
Сущностью этих идей является предоставление индивидам возможностей для их личностного и профессионального развития.
Идея непрерывного образования в общем виде отразила потребность упорядочения вертикальной и
горизонтальной структуры образовательного процесса и обогащения ее новыми элементами, в которых, в свою очередь, находят воплощение потребности индивидов и социальных групп, и с этой позиции процесс изменения направленности содержания образования и обогащения структуры образовательных форм есть процесс гуманизации образования.
В 1972 г.
по заказу ЮНЕСКО научный коллектив под руководством Р.Даве на основе анализа тенденций практического развития образования определил принципы непрерывного образования: 1.
Охват образованием всей жизни человека.
2.
Универсальность и демократичность образования.
3.
Возможность создания альтернативных структур для получения образования.
4.
Увязка общего и профессионального образования.

5.
Акцент на управляемое самообразование.
6.
Акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку.
7.
Индивидуализация учения.
8.
Учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе).
9.
Расширение кругозора.
[стр. 118]

118 гающим человеку продуктивно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации.
Возможность и привычность обращения к необходимым формам непрерывного образования является залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на протяжении жизненного пути.
Одновременно нерпрерывное образование служит основой творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения.
В отличие от бывшего СССР, где образование рассматривалось в основном как обучение в школе, техникуме и вузе, концепция, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени ее создания, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни.
Образование включает кроме дошкольных учреждении, школ, техникумов и вузов, системы внешкольЧ > V i* К А ной, вневузовскои и послевузовской подготовки и передподготовки кадров высшей квалификации, систему воспитания и непрерывного образования.
Суть концепции ЮНЕСКО: в центре развития цивилизации должен быть человек, его воспитание и формирование, все остальное важно, но относительно второстепенно.
На основе доклада “Учиться, чтобы быть”, подготовленного в 1972 г .
под руководством Э.Фора, ЮНЕСКО приняла решение (1974 г.), признавшее непрерывное (перманентное) образование в качестве основного принципа реформ образования.

Рассмотрим, как связаны гуманизация и непрерывное образование.
Сущностью этих идей является предоставление индивидам возможностей для их личностного и профессионального развития.
Идея непрерывного образования в общем виде отразила потребность упорядочения вертикальной и
горизотальной структуры образовательного процесса и обогащения ее новыми элементами, в которых, в свою очередь, находят воплощение потребности индивидов и социальных групп, и с этой позиции процесс изменения направленности, содержания образования и обогащения структуры образовательных форм есть процесс гуманизации образования.
В 1972 г.
по заказу ЮНЕСКО научный коллектив под руководством Р.Даве на основе анализа тенденций практического развития образования определил принципы непрерывного образования: 1.Охват образованием всей жизни человека.
2.Универсальность и демократичность образования.
3.
Возможность создания альтернативных структур для получения образования.
4.
Увязка общего и профессионального образования.


[стр.,119]

5.
Акцент на управляемое самообразование.
6.
Акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку.
7.
Индивидуализация учения.
8.
Учение в условиях разных поколений (в семье, вобществе).
9.
Расширение кругозора.

10.
Интердисциплинарность знаний, их качество.
11.
Гибкость и разнообразность средств и методик, времени и места обучения.
12.
Динамичный подход к знаниям способность к ассимиляции новых достижений науки.
т 13.
Совершенствование умений учиться.
14.
Стимулирование мотивации к учебе.
15.
Создание соответствующих условий и атмосферы для учебы.
16.
Реализация творческого и инновационного подходов.
17.
Облегчение перемены социальных ролей вразные периоды жизни.
18.
Познание и развитие собственной системы ценностей.
19.
Поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития.
20.
Развитие воспитывающего и обучающего общества, учиться для того, чгобы “быть”, “становиться” кем-то.
21.
Системность принципов для всего образовательного процесса.1 Эти сформулированные ЮНЕСКО принципы непрерывного образования отражают развитие и укрепление тенденций, наблюдающихся в образовательной практике уже около сорока лет.
М.Д.
Карелли в число этих гуманистических принципов-тенденций также включает: 1.
Растущую роль самого учащегося.
2.
Координацию между различными образовательными учреждениями, доступными каждому человеку на любом уровне и втечение всей жизни.
3.
Гибкость и адаптивность структур системы образования.
4.
Признание права на учебу независимо от социально-экономических условий, пола, способностей и возраста.
5.
Понимание того, что все перечисленные условия взаимосвязаны.2 Анализ указанных принципов показывает, что все они есть средство реализации другого, более широкого, генерального, принципа гуманизации образования.
Тем не менее, постоянная манифестация принципа непрерывности в документах ЮНЕСКО, различных правительственных и неправительственных организаций, на наш взгляд, оправдана, т.
к.
фиксирует внимание управленцев, организаторов образования на необходимости со119 1См.: Darve R.N.
(ed.) Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects.
Paris: Pergamon Press.
1976.
P.
15-55; Illustrative Content Analysis and Synthesis.
P.
338-382.
2 Carelli M.D.
Foreworld.
P.
IX-XI, in A.J.
Cropley (ed.).
Lifelong Education.
A.Stocktaking.
Hamburg.
UNESCO Institute for Education.
1979.
P.ll-15.
t

[Back]