123 образования в просвещенное общество. Речь идет о становлении просвещенного общества. Просвещенное общество — это общество сориентированное на глобальную концепцию образовательных процессов. Образование перестает быть прерогативой только формальных институтов, оно как бы «перетекает» из образовательных институтов в социокультурную среду. С одной стороны, происходит «экспансия» образования на общество в целом, с другой, — все более уверенно заявляют о себе и получают образовательный статус формы образования, прежде «растворенные» в различных сферах социальной жизни. Просвещенное общество выступает как основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования в направлении ее связи с жизнью — это тенденция развития общества в глобальном мире. Одним из средств этой связи и интеграции является непрерывное образование, позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования. Одновременно непрерывное образование служит основой творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения. Одной из форм современного непрерывного образования является дистанционное обучение. В создаваемых технологиях дистанционного обучения реализуется новый идеал образования —максимальное развитие способностей человека к самореализации и самообразованию, связанное с выходом на индивидуальное самостоятельное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам (самостоятельный поиск, обработка и использование необходимой информации). С помощью технологий дистанционного обучения решается актуальная задача — подготовка студента к жизни в информационном обществе, как новый этап в социализации личности. Важнейшим принципом, определяющим сущность и направления развития образовательных форм, является принцип социоморфности, заключающийся в том, что образование в любой стране мира должно быть I |
132 человека к самореализации и самообразованию, связанное с выходом на индивидуальное самостоятельное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам (самостоятельный поиск, обработка и использование необходимой информации). С помощью технологий дистанционного обучения решается актуальная задача подготовка студента к жизни в информационном обществе. Мы характеризуем технологии дистанционного образования как гуманистические и демократические, поскольку они, во-первых, учитывают и удовлетворяют образовательные потребности каждого студента, развивают такие способности, которые обусловливают стремление и умение получать дополнительное базовое и общее образование на протяжении всей жизни, а во-вторых, эти технологии позволяют без ограничения увеличивать численность обучающихся, обеспечивая при этом творческие связи между студентами, между студентами и преподавателями, между учебными заведениями, разделенными расстояниями. Несомненно, в глобальном аспекте такие технологии образования должны помочь людям избавиться от недоверия, укоренившихся предубеждений, восполнить недостаток знаний о разных типах поведения, о возможностях обучения профессиональному мастерству. В последнее десятилетие в России быстрыми темпами развивается сеть различных негосударственных учреждений. Основной предпосылкой при создании негосударственных образовательных учреждений в России является необходимость удовлетворения рынка образовательных услуг, не обеспеченных или плохо обеспеченных государственным сектором высшей школы, в первую очередь, по экономике и менеджменту, коммерции, юриспруденции, гуманитарным направлениям, реставрации и искусству, социальной работе и т. п., а также по ряду нетрадиционных направлений подготовки кадров (охрана материнства и детства, экологическая и социальная реабилитация, банковское лело и банковские технологии, налогообложение и аудит, охрана коммерческой и производственной тайны, архитектура храмов, религиозное искусство ит. д.) или синтезирующим имеющиеся (компьютерные технологии по областям деятельности, атомная энергетика и рациональные технологии, медицинские технологии, текстильное машиностроение и т. п.). Открытие негосударственных образовательных учреждений на местах было связано также с резко снизившейся мобильностью населения, с высокой 1 См.: Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 142; Дмитриенко В.А., Степанов В.И. Проблемы негосударственного образования в России. Барнаул. 1995. религиозные и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.д.) по ходу отдельных этапов жизни. 4. Вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного нуги; между различными качествами развития человека (качествами “вневременного характера” такими,,как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п;). 5. Возможность создания альтернативных структур для получения образования. i Я 6. Учение вусловиях разных поколений (в семье, в обществе).ч М.Д. Карелли к числу этих гуманистических тенденций относит: 1. Признание большого разнообразия сталей учения, причем не менее эффективных по сравнению с традиционными. 2. Признание того факта, что образование, протекающее во внеформальных структурах (семье, социальных группах, с помощью масс-медиа), имеет то же самое значение, что и обучение в школе, и даже дополняет его. 3. Стремление к увязке всех форм институционального и внеинституционального образования с общественнымипотребностями. 4. Признание права на учебу независимо от социально-экономических условий, по1ла, социального статуса индивидов. В связи с этим ЮНЕСКО уделяет большое внимание мерам, направленным на удовлетворение образовательных потребностей девушек и женщин, а также особых групп населения: лиц с физическими и умственными недостатками, маргинальных групп, беженцев. Анализируя представленные тенденции, специалисты ЮНЕСКО считают необходимым интегральное планирование образования, сориентированного на глобальную концепцию образовательных процессов. Непрерывное образование они рассматривают как “средство связи и интеграции”, позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования, а идею образовательного общества как “основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования в направлении ее связи с жизнью”. В то же время высказывается мнение, что идея образовательного общества не является концепцией, которую нужно навязывать обществу с целью его преобразования; 1 Careffi M.D. Foreworld. P. IX-XI. In A.J. Cropley (ed.). lifelong Education. A.Stocktaking. Hamburg. UNESCO Institute for Education. 1979. P. 11-15. 2 См.: Утвержденные программа и бюджет ЮНЕСКО на 1992-1993 г.г. Париж. ЮНЕСКО. Утвержденный документ 26 с/5. 1992. 3Higher education in Europe. 1979. Vol. 84. № 4. P. 52. i 269 обучающихся, их целенаправленной, осмысленной деятельностью, Сущностью технологий дистанционного обучения как формы современного m образования является то, что в них реализуется новый идеал максимальное развитие способностей человека к самореализации и самообразованию, связанное с выходом на индивидуальное самостоятельное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам (самостоятельный поиск, обработка и: использование необходимой информации). С помощью технологий дистанционного обучения решается актуальная задача подготовка студента к жизни в информационном обществе. 1 10. Принципиально новой ситуацией в развитии образования являетсяI то, что оно все более перекликается с культурой. Речь идет о становлении образовательного общества. Образование перестает быть прерогативой только формальных институтов, оно как бы “перетекает” из образовательных институтов в социокультурную среду. С одной стороны, происходит “экспансия” образования на общество в целом, с другой,все более уверенно заявляют о себе и получают образовательный статус формы образования,, прежде “растворенные” в различных сферах социальной жизни. Границы между различными учебными заведениями (формальными и неформальными) и предлагаемыми ими программами становятся “проницаемыми”, а обучающиеся могут перемещаться в любом направлении или выбирать какойлибо смешанный вариант получения образования. Средствами, способствующими становлению образовательного общества, являются как многообразная сложная система знаний, функционирующая в обществе, так и новые типы коммуникаций телевидение, информатика, компьютерные сети, новые типы интеграции науки, образования и производства, а также ставший в современном обществе весьма востребованным образовательный потенциал национальных культур. Важнейшим принципом, определяющим сущность и направления развития образовательных форм, является принцип социоморфности, заключающийся в том, что образование в любой стране мира должно быть уникально, индивидуально, адекватно “морфно” системе социальных, экономи ческих, национально-этнических, демографических, культурных и т. п. отношений. Именно эта “социоморфность образования” позволяет ему наиболее адекватно соответствовать требованиям развития именно данного общества, с учетом его истории, радиций, социогенетических механизмов. |