17 9 * Расселом, В. И. Вернадским, Тейяром де Шарденом, А. Швейцером. Эти мыслители в значительной мере предвосхитили изменения научных картин мира и определили необходимость разработки новой философии образования. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что в основе новой образовательной парадигмы лежит признание нового способа бытия человека в мире в связи с тем, что традиционные способ бытия человека и способ его мышления оказались исчерпанными. Необходимо определить, как считают эти авторы, современные философские, социально-этические и ценностные идеи, антропологические модели и гипотезы, на основе которых и формируется философия образования. В чем на наш взгляд заключаются трудности перехода к современной парадигме образования, отвечающей новым жизненным реалиям? Основная из них связана с преодолением объективистского естественнонаучного взгляда на человека, характерного для XXI ''века. Современное понимание человека сопряжено с идеями, разрабатываемыми в персонализме, экзистенциализме, гуманистической психологии. По мнению JI. С. Выготского, «наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности» [12. С.18]. Человек не предзадан себе как данность, а дан себе в долженствовании. Человек не является тем, чем он должен быть. Он должен созидать свое бытие. Сущностью человека становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самобытности. Экзистенциальный или феноменологический подход к человеку заключается в том, чтобы рассматривать и понимать человека «каков он есть», онтологизировать сам феномен человека, [90] видеть человека не только в его |
50 А.Эйнштейном, Б.Расселом, В.И.Вернадским, Тейяром де Шарденом, А.Швейцером. Эти мыслители в значительной мере предвосхитили изменение научных картин мира и определили необходимость разработки новой философии образования. Сегодня постепенно складывается образовательная парадигма, соответствующая превалирующим тенденциям в развитии науки, принятым ныне картинам мира, аксиологическим оценкам жизненных реалий, новому мышлению. В основе новой образовательной парадигмы лежит признание нового способа бытия человека в мире в связи с тем, что традиционные, укоренен, * ные способ бытия человека и способ его мышления оказались исчерпанными. Определим современные философские, социально-этические и ценностные идеи, антропологические модели и гипотезы, которые выступают фундирующими ориентирами, задающими формирование новой образовательной парадигмы. Главный из них связан с преодолением объективистского естественнонаучного взгляда на человека, характерного для XIX века. Современное понимание человека сопряжено с идеями, разрабатываемыми в персонализме, экзистенциализме, гуманистической психологии. По мнению Л.С.Выготского, сс философской антропологии стоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности”. Человек не предзадан себе как данность, а дан себе в долженствовании. Человек не является тем, чем он должен быть. Он должен созидать свое бытие. Сущностью человека становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самобытности. Экзистенциальный или феноменологический подход к человеку заключается в том, чтобы рассматривать и понимать человека “каков он есть”, он тологизировать сам феномен человека2, видеть человека не только в его сущностной необходимости, но и в поведенческой и эмоциональной “неопределенной определенности”, непредсказуемости и иррациональности. Человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни основные темы экзистециализма. В основе образования должны лежать ценности человеческого бытия, а 1Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 1. М. 1982. С. 18. 2См. :Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М. 1989. » * |