Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 18]

IS /• i* сущностной необходимости, но и в поведенческой и эмоциональной «неопределенной определенности», непредсказуемости и иррациональности.
Человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни основные темы
экзистенциализма.
В основе образования должны лежать ценности человеческого бытия, а
не только разум и его возможности.
Вопрос о человеке главный пункт размежевания
экзистенциализма с философией прошлого.
С.
Кьеркегор не без основания обвинял классическую философию в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно и благодушно.
Задачу новой, обращенной к человеку, философии он видел в том, чтобы
вглядеться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие страдания.
Формирующим личность началом, по Кьеркегору, выступает выбор образа жизни.
Персонализм основной задачей социального действия считает не изменение мира, а преобразование личности, способствование ее духовному самосовершенствованию
[107.
С.312].
В новом понимании человека на первый план выходят свобода творчества, самосознание, самоопределение, самореализация, самоактуализация.
Основные положения гуманистической психологии (прежде всего, теории личности американских психологов Г.
Олпорта, А.
Маслоу, К.
Роджерса и
др.) [58, 77, 124] заключаются в следующем.
Личность представляет собой уникальную и неповторимую целостность, изучать которую необходимо во всей ее конкретной данности, а не в отдельных ее проявлениях.
В природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию.
Главное в личности ее устремленность в будущее.
Поэтому познание личности должно быть сосредоточено не столько на ее прошлом, сколько на анализе того, к чему она устремлена, как она представляет себе свое будущее.
Сам способ существования личности есть процесс постановки и достижения все новых и более сложных целей.
Ведущими движущими силами развития личности
[стр. 50]

50 А.Эйнштейном, Б.Расселом, В.И.Вернадским, Тейяром де Шарденом, А.Швейцером.
Эти мыслители в значительной мере предвосхитили изменение научных картин мира и определили необходимость разработки новой философии образования.
Сегодня постепенно складывается образовательная парадигма, соответствующая превалирующим тенденциям в развитии науки, принятым ныне картинам мира, аксиологическим оценкам жизненных реалий, новому мышлению.
В основе новой образовательной парадигмы лежит признание нового способа бытия человека в мире в связи с тем, что традиционные, укоренен, * ные способ бытия человека и способ его мышления оказались исчерпанными.
Определим современные философские, социально-этические и ценностные идеи, антропологические модели и гипотезы, которые выступают фундирующими ориентирами, задающими формирование новой образовательной парадигмы.
Главный из них связан с преодолением объективистского естественнонаучного взгляда на человека, характерного для XIX века.
Современное понимание человека сопряжено с идеями, разрабатываемыми в персонализме, экзистенциализме, гуманистической психологии.
По мнению Л.С.Выготского, сс философской антропологии стоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности”.
Человек не предзадан себе как данность, а дан себе в долженствовании.
Человек не является тем, чем он должен быть.
Он должен созидать свое бытие.
Сущностью человека становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самобытности.
Экзистенциальный или феноменологический подход к человеку заключается в том, чтобы рассматривать и понимать человека “каков он есть”, он тологизировать сам феномен человека2, видеть человека не только в его сущностной необходимости, но и в поведенческой и эмоциональной “неопределенной определенности”, непредсказуемости и иррациональности.
Человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни основные темы
экзистециализма.
В основе образования должны лежать ценности человеческого бытия, а
1Выготский JI.C.
Собрание сочинений в 6-ти т.
Т.
1.
М.
1982.
С.
18.
2См.
:Сартр Ж.П.
Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов.
М.
1989.
» *

[стр.,51]

51 не только разум и его возможности.
Вопрос о человеке главный пункт размежевания
экзистенционализма с философией прошлого.
С.Кьеркегор не без основания обвинял классическую философию в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно и благодушно.
Задачу новой, обращенной к человеку, философии он видел в том, чтобы
вглядется, “вчувствоваться” в человеческую жизнь, человеческие страдания.
Формирующим личность началом,по Кьеркегору выступает выбор образа жизни.
Персонализм основной задачей социального действия считает не изменение мира, а преобразование личности, способствование ее духовному самосовершенствованию.1В
новом понимании человека на первый план выходят свобода творчества, самосознание, самоопределение, самореализация, самоактуализация.
Основные положения гуманистической психологии (прежде всего теории личности американских психологов Г.Олпорта, А.Маслоу, К.Роджерса и
гу др.") заключаются в следующем.
Личность представляет собой уникальную и/ неповторимую целостность, изучать которую необходимо во всей ее конкретной данности, а не в отдельных ее проявлениях.
В природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию.
Главное в личности ее устремленность в будущее.
Поэтому познание личности должно быть сосредоточено не столько на ее прошлом, сколько на анализе того, к чему она устремлена, как она представляет себе свое будущее.
Сам способ существования личности есть процесс постановки и достижения все новых и более сложных целей.
Ведущими движущими силами развития личности
выступают присущие человеку мотивы развития, побуждающие ее к постоянному поиску творческого напряжения.
Любое воздействие на личность должно быть непрямым, исключающим любое внушение.
Необходимо с глубоким уважением относиться к индивидуальной позиции человека, но ответственность за принимаемые решения и их реализацию личность берет на себя.
Указанные антропологические предпосылки служат основанием для пересмотра классической образовательной парадигмы.
Понимание образа человека в персонализме, экзистенциализме, гуманистической психологии позволяет приступить к фундаментальной гуманизации образования, 1Философский словарь.
М.
1972.
С.
312.
2Allport G.
The Nature of Personality: Selected Papers.
Cambridge.
1950.; Маслоу А.
Самоактуализация / Психология личности.
Тексты // Под.ред.
Ю.Б.
Гиппенрейтер, А.А.
Пузырея.
М..
1982.
С.
108-117.; Роджерс К.
Эмпатия / Психология эмоций.
Тексты // Под.ред.
В.К.
Вилюнаса, Ю.Б.
Гиппенрейтер.
М.
1984.
С.
235-237.; Роджерс К.
Творчество как усиление себя / Вопросы психологии.
1990.
№ 1.
С.
164-168.
*

[Back]