Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 20]

20 в себя как привычные институциональные, так и всевозможные альтернативные формы.
Проблема состоит в том, что современное образование, несмотря на явное и ответственное артикулирование содержания фундаментальной онтологии человека, все еще ориентируется на его понимание,
характерное для XVIIIXIX веков [55].
Во все предшествующие эпохи образование реализовалось как деятельность восхождения к предзаданному образцу, находящемуся в зависимости от миропонимания эпохи.
И сегодня образование все еще ориентировано на некий стандартный предзаданный образ.
Этот образ —специалист конкретного профиля, вооруженный определенной массой
отчужденного, залогизированного знания, возвышающегося над человеком и в то же время придающего ему силу и ощущение свободы, независимости, могущества над пассивной и страдательной природой, его власти над миром.
Мир же рассматривается как объект познания, преобразования и потребления.
Человеческие потребности растут вместе с техническими возможностями.
Человек противостоит природе, не ожидая от нее милостей, а вырывая их у нее.

«Отчуждение и противостояние субъекта и объекта, человека и объективированного мира продолжается, и это позволяет сохраняться покорительскому взгляду на мир» [71.
С.12].
Однако антропоцентризм и покорительская парадигма человеческой деятельности испытывают кризис.

«Антропоцентрическая гордыня была повержена уже после мировых войн и последующего создания атомного оружия, когда человечество впервые осознало, что оно не вечно, что оно смертно.
А конец XX века поставил проблему выживания»
[71.
С.12].
Ресурсы природы оказались исчерпаемыми, налицо экологический кризис.
Потребительское отношение к природе породило
«эффект бумеранга» со стороны природы.
Важно и то, что культ %
[стр. 52]

52 поскольку традиционное гуманистическое отношение, реализующееся в современной образовательной практике, недостаточно и уже невозможно.
Проектируя новое содержание образования, необходимо также учитывать переориентацию ценностей в культуре: не образование определяет жизненную стратегию личности, но личность разрабатывает стратегию своей жизни, проекгируя собственный образовательный маршрут.
Роль образования при этом заключается в создании условий успешности такой разработки.
В связи с этим в образовании должны быть предусмотрены технологии, развивающие представления учащихся о личностных смыслах, жизненных целях, задачах,' ценностных ориентациях людей.
На этой основе учащиеся могут решать свои смысложизненные проблемы, выражающиеся в системе “вечных вопросов бытия вании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цели и смысл своей деятельности, выбрать средства их достижения и оценить ее результаты, на что я могу опереться в оценке этих результатов, по каким критериям и как возможно усовершенствование моей личности, обретение духовной культуры? Из того, что обретение и развитие смыслов, целей, ценностных ориентиров, необходимость удовлетворения новых образовательных потребностей сопровождают человека в течение всей жизни, следует, что соответствующим образом должно быть выстроено и образование.
Это, во-первых, должно быть образование, со-* держание которого обращено к формированию личностного смыслополагания, а во-вторых, оно должно быть непрерывным, включающим в себя как привычные институциональные, так и всевозможные альтернативные формы.
Проблема состоит в том, что современное образование, несмотря на явное и ответственное артикулирование содержания фундаментальной онтологии человека, все еще ориентируется на его понимание,
для XYIII XIX веков.
Во все предшествующие эпохи образование реализовалось как деятельность восхождения к предзаданному образцу, находящемуся в зависимости от миропонимания эпохи.
И сегодня образование все еще ори* ентировано на некий стандартный предзаданный образ.
Этот образ специалист конкретного профиля, вооруженный определенной массой
отчужденно1См.: Люрья Н.А.
Исторические формы развития образования как социального института // Образование и культура.
История и современность.
Томск.
1989; Она же.
Ценностнодеятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа // Социально-философские проблемы образования.
М.
1992.
4

[стр.,53]

53 го, залогизированного знания, возвышающегося над человеком и в то же время придающего ему силу и ощущение свободы, независимости, могущества над пассивной и страдательной природой, его власти над миром.
Мир же рассматривается как объект познания, преобразования и потребления.
Человеческие потребности растут вместе с техническими возможностями.
Человек противостоит природе, не ожидая от нее милостей, а вырывая их у нее.

“Отчуждение и противостояние субъекта н объекта, человека и объективиро* ванного мира продолжается, и это позволяет сохраняться покорительскому взгляду на мир”.
Однако антропоцентризм и покорительская парадигма человеческой деятельности испытывают кризис.

“Антропоцентрическая гордыня была повержена уже после мировых войн и последующего создания атомного оружия, когда человечество впервые осознало, что оно не вечно, что оно смертно.
А конец XX века поставил проблему выживания”.2Ресурсы
природы оказались исчерпаемыми, налицо экологический кризис.
Потребительское отношение к природе породило
“эффект бумеранга” со стороны природы.
Важно и то, что культ
растущих потребностей и абсолютизация индивидуальной свободы противопоставляют не только человека миру, но и людей друг другу.
преодолеть непрекращающиеся военные конфликты, демографический взрыв, недостаток продовольствия, энергоресурсов, конфронтацию “Запад Восток”, “Север Юг” и другие.
Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обзначили границы ее роста.
В связи с этим к глобальным целям развития мирового сообщества сегодня относят обеспечение безопасности (уменьшение и исключение военных конфликтов), решение демографических проблем, обеспечение продовольствия (сокращение зон голода, создание мировой системы продовольствия), рациональное использование энергии и ресурсов, контроль за технологиями производства энергии и сохранением окружающей среды, ориентацию на сдерживание экономического и ________________ 11 роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей человека.
.
Сохранить жизнеспособное общество можно путем взвешенной международной политики, сбалансированной экономики, рационального природопользования, разумной демографической политики.
Осуществлять такие ра1Петрова Г.И.
Антропологические предпосылки образовательной деятельности ванне в Сибири.
1995.
№ 2.
С.
12.
2Там же.
С.
12.

[Back]