Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 21]

21 растущих потребностей и абсолютизация индивидуальной свободы противопоставляют не только человека миру, но и людей друг другу.
Человечество пока не способно преодолеть и другие кризисные явления у непрекращающиеся военные конфликты, экстремизм, терроризм, демографический взрыв, недостаток продовольствия, энергоресурсов, конфронтацию «Запад — Восток», «Север — Юг» и другие.
Развитие 1 техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста.
В связи с этим к глобальным целям развития мирового сообщества сегодня относят обеспечение безопасности (уменьшение и исключение военных конфликтов), решение демографических проблем, обеспечение продовольствия (сокращение зон голода, создание мировой системы продовольствия), рациональное использование энергии и ресурсов,
А контроль за технологиями производства энергии и сохранением окружающей среды, ориентацию на сдерживание экономического роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей человека.
Сохранить жизнеспособное общество можно путем взвешенной международной политики, сбалансированной экономики, рационального природопользования, разумной демографической политики.
Осуществлять такие
разумные преобразования может человек, представляющий себя частью природы ф и мироздания, понимающий логику функционирования мировой системы.
В связи с этим насущно необходимо включение в содержание образования изучения глобальных проблем современности, осмысления возможностей преодоления кризисных ситуаций и выработку на этой основе различных вариантов решения этих проблем.
Значительное влияние на изменения в образовании оказывают происходящие в обществе перемены.
Главными показателями жизни общества стали
[стр. 53]

53 го, залогизированного знания, возвышающегося над человеком и в то же время придающего ему силу и ощущение свободы, независимости, могущества над пассивной и страдательной природой, его власти над миром.
Мир же рассматривается как объект познания, преобразования и потребления.
Человеческие потребности растут вместе с техническими возможностями.
Человек противостоит природе, не ожидая от нее милостей, а вырывая их у нее.
“Отчуждение и противостояние субъекта н объекта, человека и объективиро* ванного мира продолжается, и это позволяет сохраняться покорительскому взгляду на мир”.
Однако антропоцентризм и покорительская парадигма человеческой деятельности испытывают кризис.
“Антропоцентрическая гордыня была повержена уже после мировых войн и последующего создания атомного оружия, когда человечество впервые осознало, что оно не вечно, что оно смертно.
А конец XX века поставил проблему выживания”.2Ресурсы природы оказались исчерпаемыми, налицо экологический кризис.
Потребительское отношение к природе породило “эффект бумеранга” со стороны природы.
Важно и то, что культ растущих потребностей и абсолютизация индивидуальной свободы противопоставляют не только человека миру, но и людей друг другу.
преодолеть непрекращающиеся военные конфликты, демографический взрыв, недостаток продовольствия, энергоресурсов, конфронтацию “Запад Восток”, “Север Юг” и другие.
Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обзначили границы ее роста.
В связи с этим к глобальным целям развития мирового сообщества сегодня относят обеспечение безопасности (уменьшение и исключение военных конфликтов), решение демографических проблем, обеспечение продовольствия (сокращение зон голода, создание мировой системы продовольствия), рациональное использование энергии и ресурсов,
контроль за технологиями производства энергии и сохранением окружающей среды, ориентацию на сдерживание экономического и ________________ 11 роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей человека.
.
Сохранить жизнеспособное общество можно путем взвешенной международной политики, сбалансированной экономики, рационального природопользования, разумной демографической политики.
Осуществлять такие
ра1Петрова Г.И.
Антропологические предпосылки образовательной деятельности ванне в Сибири.
1995.
№ 2.
С.
12.
2Там же.
С.
12.


[стр.,54]

54 зумные преобразования может человек, представляющий себя частью природы и мироздания, понимающий логику функционирования мировой системы.
В связи с этим насущно необходимо включение в содержание образования изучения глобальных проблем современности, осмысления возможностей преодоления кризисных ситуаций и выработку на этой основе различных вариантов решения этих проблем.
Значительное влияние на изменения в образовании оказывают происходящие в обществе перемены.
Главными показателями жизни общества стали
повышение значения феноменов науки, техники и коммуникации, преодоление традиционных культурных норм, полисубъектность, плюралистичность позиций, подходов и вместе с тем широкое распространение и господство идеологий, в целом резкое ускорение перемен, что делает недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы.
“Вариативность подходов, отмечает Д.В.Сухушин, косвенно говорит о том, что определяет эпоху.
Изменяется полагание ценностей, меняется статус человека, осознается переходный характер эпохи.
Многообразие подходов выдвигает требование четко и ясно явить собственную позицию, те принципы, которые ее обусловливают.
Понимание обусловленности собственной деятельности, многообразие подходов означают для образования требование фундаментальности.
Образованный человек сегодня должен уметь сравнивать различные позиции, выбирать, но сравнение и выбор должны основываться на фундаментальных критериях”.
Это определяет ядро содержания нового образования.
Другим важнейшим показателем изменений является бурное развитие мировых интеграционных процессов.
В связи с этим большое значение приобретают навыки кросскультурного общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества.
Все большее влияние на культурные стереотипы оказывает идея самобытности различных культур, их несводимости друг к другу или к какой-либо “правильной”, “классической” Культуре.
В то же время приветствуется диалог, признается взаимовлияние и взаимодействие культур.
Среди наиболее разработанных продуктивных направлений новой философии образования выделим два культурологическое (или культуроцентрическое, культуросообразное) и глобально-историческое.
Эти направле1Сухушин Д.В.
Аксиологический аспект образовательной стратегии в ситуации открытого будущего.
В печати.

[Back]