Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 22]

повышение значения феноменов науки, техники и коммуникации, преодоление традиционных культурных норм, полисубъектность, плюралистичность позиций, подходов и вместе с тем широкое распространение и господство * идеологий, в целом резкое ускорение перемен, что делает недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы.
Несомненно, что ценностные ориентиры, идеалы, нравственные качества человека являются порождением конкретной эпохи, что означает изменение задач, стоящих перед системой образования.
В первую очередь это означает в I образовании требование фундаментальности.
Образованный человек сегодня должен уметь сравнивать различные позиции, выбирать, но сравнение и выбор должны основываться на фундаментальных критериях».
Это определяет ядро содержания нового образования.

№ ______ Другим важнейшим показателем изменений является бурное развитие мировых интеграционных процессов.
В связи с этим большое значение приобретают навыки кросскультурного общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества.
Все большее влияние на культурные стереотипы оказывает идея самобытности различных культур, их несводимости друг к другу или какой-либо
«правильной», «классической» Культуре.
В то же время приветствуется диалог, признается взаимовлияние и взаимодействие культур.
Среди наиболее разработанных продуктивных направлений новой философии образования выделим два культурологическое и
глобальноисторическое.
Эти направления связаны, и второе включает в себя, с некоторыми допущениями, первое.
В основе культурологической парадигмы образования лежит понятие культуры.
В основе глобально-исторической парадигмы понятие ценностей.

22 *
[стр. 54]

54 зумные преобразования может человек, представляющий себя частью природы и мироздания, понимающий логику функционирования мировой системы.
В связи с этим насущно необходимо включение в содержание образования изучения глобальных проблем современности, осмысления возможностей преодоления кризисных ситуаций и выработку на этой основе различных вариантов решения этих проблем.
Значительное влияние на изменения в образовании оказывают происходящие в обществе перемены.
Главными показателями жизни общества стали повышение значения феноменов науки, техники и коммуникации, преодоление традиционных культурных норм, полисубъектность, плюралистичность позиций, подходов и вместе с тем широкое распространение и господство идеологий, в целом резкое ускорение перемен, что делает недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы.
“Вариативность подходов, отмечает Д.В.Сухушин, косвенно говорит о том, что определяет эпоху.
Изменяется полагание ценностей, меняется статус человека, осознается переходный характер эпохи.
Многообразие подходов выдвигает требование четко и ясно явить собственную позицию, те принципы, которые ее обусловливают.
Понимание обусловленности собственной деятельности, многообразие подходов означают для образования требование фундаментальности.
Образованный человек сегодня должен уметь сравнивать различные позиции, выбирать, но сравнение и выбор должны основываться на фундаментальных критериях”.
Это определяет ядро содержания нового образования.

Другим важнейшим показателем изменений является бурное развитие мировых интеграционных процессов.
В связи с этим большое значение приобретают навыки кросскультурного общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества.
Все большее влияние на культурные стереотипы оказывает идея самобытности различных культур, их несводимости друг к другу или к
какой-либо “правильной”, “классической” Культуре.
В то же время приветствуется диалог, признается взаимовлияние и взаимодействие культур.
Среди наиболее разработанных продуктивных направлений новой философии образования выделим два культурологическое (или
культуроцентрическое, культуросообразное) и глобально-историческое.
Эти направле1Сухушин Д.В.
Аксиологический аспект образовательной стратегии в ситуации открытого будущего.
В печати.


[стр.,55]

55 ния связаны, и второе включает в себя, с некоторыми допущениями, первое.
г В основе культурологической парадигмы образования лежит понятие культуры.
В основе глобально-исторической парадигмы понятие ценностей.

Идея культуросообразного образования является доминирующей в современной отечественной философско-педагогической мысли.
Участники многолетней дискуссии о предмете и основных задачах философии образования, переосмысливая глубинные основания сложившейся педагогической практики и, шире, современной культуры, анализируя причины современного кризиса образования и пути выхода из него, сходятся на том, что наибольшими креативными возможностями обладает культурологическая интерпретация проблем образования.
В основе этой интерпретации лежит ограничение сциентистских и технократических претензии на основания сознания, социальной жизни, образования и выдвижение на роль жизне и смыслообразующего фактора образования культуры.
Цель культурологического направления философии образования показать место и закономерности функционирования системы образования как важнейшего механизма воспроизводства и развития культуры общества.
Суть новой философии образования состоит в том, чтобы по новому определить образ мира и место человека в нем.
Сам принцип, сама идея философии образования рассматривается как идея динамической, меняющейся культуры и человека в культуре.
Предмет философии образования изучение специфики жизненного пути человека как совокупности решаемых им проблемных ситуаций, которые последовательно попадают в сферу образовательных институтов.
Сама культура при этом рассматривается в качестве среды, расширяющей возможности разрешения этих проблемных ситуаций.
Таким образом, под образованием понимается не только механизм V * К * наследования и передачи новым поколениям прошлой и существующей культур, но и механизм подготовки к будущим состояниям культуры.
Поэтому цель образования не просвещение, а "производство” человека, 1См.: Савицкий И.
Философия образования для 21-го века: кризис образования необходимость принципиально новых воззрений // Современная высшая школа.
Варшава.
1990.
№ 1; он же.
Философия образования для 21-ого века: анализ философских и педагогических концепций // Современная высшая школа.
Варшава.
1990.
№ 3-4; Розин В.М.
Философия образования.
Предмет, концепция, направления изучения // Вестник высшей школы.
1991.
№ 1; Зинченко В.П.
Образование, культура, сознание // Философия образования для 21-ого века.
М.
1992; Диалог культур.
Философия.
Психология.
Педагогика.
Кемерово.
1981; Библер B.C.
Диалог культур (Опыт определения)// Вопросы философии.
1989.
№ 6; ПХ.Щедровицкий.
Очерки по философии образования.
М.
1993.
Щ

[Back]