23 Идея культуросообразного образования является доминирующей в современной отечественной философско-педагогической мысли. Участники многолетней дискуссии о предмете и основных задачах философии образования, переосмысливая глубинные основания сложившейся педагогической практики и, шире, современной культуры, анализируя причины современного кризиса образования и пути выхода из него, сходятся на том, что наибольшими креативными возможностями обладает культурологическая интерпретация проблем образования [87]. В основе этой интерпретации лежит ограничение сциентистских и технократических претензий на основания сознания, социальной жизни, образования и выдвижение на роль жизнеи смыслообразующего фактора образования культуры. Цель культурологического направления философии образования показать место и закономерности функционирования системы образования как важнейшего механизма воспроизводства и развития культуры общества. Суть новой философии образования состоит в том, чтобы по-новому определить образ мира и место человека в нем. Сам принцип, сама идея философии образования выступает как принцип и идея адаптации современных требований к наличной культуре образования. Предмет философии образования —изучение специфики жизненного пути человека как совокупности решаемых им проблемных ситуаций, которые последовательно попадают в сферу образовательных институтов. Сама культура при этом рассматривается в качестве среды, расширяющей возможности разрешения этих проблемных ситуаций. Таким образом, под образованием понимается не только механизм наследования и передачи новым поколениям прошлой и существующей культур, но и механизм подготовки к будущим состояниям культуры. Поэтому цель образования подготовка личности к разрешению встающих перед ней |
55 ния связаны, и второе включает в себя, с некоторыми допущениями, первое. г В основе культурологической парадигмы образования лежит понятие культуры. В основе глобально-исторической парадигмы понятие ценностей. Идея культуросообразного образования является доминирующей в современной отечественной философско-педагогической мысли. Участники многолетней дискуссии о предмете и основных задачах философии образования, переосмысливая глубинные основания сложившейся педагогической практики и, шире, современной культуры, анализируя причины современного кризиса образования и пути выхода из него, сходятся на том, что наибольшими креативными возможностями обладает культурологическая интерпретация проблем образования. В основе этой интерпретации лежит ограничение сциентистских и технократических претензии на основания сознания, социальной жизни, образования и выдвижение на роль жизне и смыслообразующего фактора образования культуры. Цель культурологического направления философии образования показать место и закономерности функционирования системы образования как важнейшего механизма воспроизводства и развития культуры общества. Суть новой философии образования состоит в том, чтобы по новому определить образ мира и место человека в нем. Сам принцип, сама идея философии образования рассматривается как идея динамической, меняющейся культуры и человека в культуре. Предмет философии образования изучение специфики жизненного пути человека как совокупности решаемых им проблемных ситуаций, которые последовательно попадают в сферу образовательных институтов. Сама культура при этом рассматривается в качестве среды, расширяющей возможности разрешения этих проблемных ситуаций. Таким образом, под образованием понимается не только механизм V * К * наследования и передачи новым поколениям прошлой и существующей культур, но и механизм подготовки к будущим состояниям культуры. Поэтому цель образования не просвещение, а "производство” человека, 1См.: Савицкий И. Философия образования для 21-го века: кризис образования необходимость принципиально новых воззрений // Современная высшая школа. Варшава. 1990. № 1; он же. Философия образования для 21-ого века: анализ философских и педагогических концепций // Современная высшая школа. Варшава. 1990. № 3-4; Розин В.М. Философия образования. Предмет, концепция, направления изучения // Вестник высшей школы. 1991. № 1; Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для 21-ого века. М. 1992; Диалог культур. Философия. Психология. Педагогика. Кемерово. 1981; Библер B.C. Диалог культур (Опыт определения)// Вопросы философии. 1989. № 6; ПХ.Щедровицкий. Очерки по философии образования. М. 1993. Щ |