служить только идея разнообразия культур, определенной ценностной нейтральности каждой культуры, в которой всегда можно найти хорошее и плохое» [83. С.49]. Из этого справедливого замечания следует, что культурологическая концепция философии образования требует уточнения, доопределения. В качестве критериев оценки различных культур целесообразно учитывать ценности, которые сами, в свою очередь, принадлежат определенной культурной корректировке и требуют соответствующего обоснования. Сделать такие обоснования можно в ключе второго направления в отечественной философско-педагогической мысли. Это, называемое глобальноисторическим, направление связано с идеями антропокосмизма, с осмыслением глобальных проблем современности, с анализом новой картины мира и ее влияния на разработку новых подходов к образованию, с осознанием роли образования в общецивилизационных кризисах и сдвигах. Идеи глобально-исторической парадигмы философии образования разрабатывают Н. Н. Пахомов, И. П. Савицкий, Э. Савицкая, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин и др. Среди важных для нашего исследования идей укажем следующие. В основании этого направления философии образования лежит новая картина мира, которой современное образование в целом пока не оперирует. Механистическо-детерминистская картина мира заменяется холистско-эмержентной или синергетически-эволюционной, которая представляет мир как единое целое. В. С. Степин и JI. Ф. Кузнецова подчеркивают, что «вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которой происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, с другой она вносит кардинальные мутации в сложившиеся культурные |
59 хое”. Из этого справедливого замечания следует, что культурологическая парадигма философии образования требует уточнения, доопределения. В качестве критериев оценки различных культур и их феноменов целесообразно использовать ценности, которые сами, в свою очередь, принадлежат определенной культурной традиции и требуют обоснования. Сделать такие обоснования можно в ключе второго направления в отечественной философско-педагогической мысли. Это, называемое глобальноисторическим, направление связано с идеями антропокосмизма, с осмыслением глобальных проблем современности, с анализом новой картины мира и ее влияния на разработку новых подходов к образованию, с осознанием роли образования в общецивилизационных кризисах и сдвигах. Идеи глобально-исторической парадигмы философии образования разрабатывают Н.Н.Пахомов, И.П.Савицкий, Э.Савицкая, В.Н.Сагатовский, В.С.Степин и др. Среди важных для нашего исследования идей укажем следующие. В основании этого направления философии образования лежит новая картина мира, которой современное образование в целом пока не оперирует. Механистическо-детерминистская картина мира заменяется холистско-эмержентной или синергетически-эволюционной, которая представляет мир как единое целое. В.С.Степин и Л.Ф.Кузнецова подчеркиваю!, что “вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодей-I ствует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которой происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но, с другой, она вносит кардинальные мутации в сложившиеся культурные менталитеты. Развитие современной научной картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на историче/у ский вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития. Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце XX в. и которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление тре1Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания базового гуманитарноего образования в высшей школе). М. 1993. С. 49. 2Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1994. С. 225-226. |