33 В связи с введением в содержание образования новой картины мира возникает задача развенчания этики и ценностей прогрессистскои, техногенной, «фаустовской» цивилизации и выбора ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития. В качестве важнейших ценностей и принципов В. С. Степин называет этику и стратегию ненасилия. «Требование отказаться от силы как средства решения человеческих споров, искать и находить консенсус является следствием глобализации человечества. Локальные конфликты в современных условиях чреваты перерастанием в глобальный конфликт. Поэтому поиск стратегии ненасилия это не благая мечта, а парадигма выживания человечества. При этом стратегия ненасилия предполагает трансформацию всей структуры ценностей техногенной цивилизации. Нужно пересмотреть сам идеал силы и власти господства над объектами, обстоятельствами, социальной сферой» [97. С.196]. К основным принципам, необходимым для общего выживания и свободного развития, фиксируемым в современной картине мира, следует отнести идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, идею поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п. Эти принципы, в свою очередь, тоже являются ценностями. Философия образования рассматривает возможности реализации различных тенденций в развитии обществ, культур, международных отношений, мировоззрений. Анализируя состав и взаимосвязь тенденций в основных процессных сферах цивилизации (техноэкономической, социальной, антропной и культурной), американский ученый Д. Нэсбитт выделяет три мегатенденции. Первая из них связана с продолжением роста производства и потребления, эскалацией антропогенной нагрузки на природу и обратной нагрузки (экологических кризисов и катастроф) при локальной самозащите развитых государств, экономической, политической и культурной * |
63 которые так или иначе ориентировался человек соответствующих эпох. В наше время также ощущается потребность в признанном доминирующем образе нравственного человека, в положительном герое, но такой образ только складывается. Это “увеличивает напряжение ответственности, что может привести к уклонению от него в идеологию, делегированию собственной ответственности социальным институтам. В преодолении подобного уклонения, в раскрытии статуса нравственности, его ценности, его истории видится задача образования”.1 В связи с введением в содержание образования новой картины мира возникает задача развенчания этики и ценностей прогрессистской, техно-ь ч > • '• генной, “фаустонской” цивилизации и выбора ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития. В качестве важнейших ценностей и принципов В.С.Степин называет этику и стратегию ненасилия. “Требование отказаться от силы как средства решения человеческих споров, искать и находить консенсус является следствием глобализации человечества. Локальные конфликты в современных условиях чреваты перерастанием в глобальный конфликт. Поэтому поиск стратегии ненасилия это не благая мечта, а парадигма выживания человечества. При этом стратегия ненасилия предполагает трансформацию всей структуры ценностей техногенной цивилизации. Нужно пересмотреть сам идеал силы и власти, господ/ у ства над объектами, обстоятельствами, социальной сферой . К основным принципам, необходимым для общего выживания и свободного развития, фиксируемым в современной картине мира, следует отнести идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, идею поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п. Эти принципы, в свою очередь, тоже являются ценностями. Философия образования рассматривает возможности реализации различных тенденций в развитии обществ, культур, международных отношений, мировоззрений. Анализируя состав и взаимосвязь тенденций в основных процессных сферах цивилизации (техноэкономической, социальной, антропной и культурной), американский ученый Д.Нэсбитт выделяет три мегатенденции. Первая из них связана с продолжением роста производ1Сухушин. Аксиологический аспект образовательной стратегии в ситуации открытого будущего. В печати. 2 Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М. 1992. С. 196. 64 ства и потребления, эскалацией антропогенной нагрузки на природу и обратной нагрузки (экологических кризисов и катастроф) при локальной самозащите развитых государств, экономической, политической и культурной вестернизацией мира. Вторая мегатенденция связана с ростом цивилизационного разрыва и различных барьеров между странами и регионами, насильственным сдерживанием роста производства и интеграции мировой экономики, усилением фундаментализма, шовинизма и прочего. Третья мегатенденция “технократическая переориентация и многополюсное партнерство” характеризуется движением роста производства и потребления к социальнотехно-природным симбиозам с целостными циклами воспроизводства, безотходными технологиями и т. п., появлением и развитием новых полюсов политического, экономического и культурного влияния, партнерскими отношениями между полюсами, развитием диалога и компромиссов при сохранении цивилизационной и этнокультурной специфики. Что может способствовать усилению этой новой (третьей) тенденции? Для этого необходима определенная общность ориентации деятельности ключевых общественных сил и групп в мировом масштабе. Такая общность ориентации может быть обеспечена, с одной стороны, реальными влияниями правительственных механизмов налогов, штрафов и дотаций, поддержкой со стороны банков-инвесторов и фирм производителей, с другой стороны, переориентацией сознания всех участников экономических отношений. Мы согласны с Н.С. Розовым, что должны претерпеть эволюцию главные ценности либеральной экономики свобода, прибыль, стабильность. Эти ценности достигаются не любой ценой (как на стадии начального накопления), не в рамках существующего права (как в современных цивилизованных странах), а как необходимые, но не центральные эффекты осуществления других идей и ценностей. Такие идеи и ценности рождаются из разных взглядов на мир и текущую ситуацию, из различных культурных, нравственных и религиозных источников. То, что эти идеи и ценности будут носить гуманистический, солидарный и экологический характер, подтверждается внешней и внутренней политикой цивилизованных стран, интеграцией мировой интеллектуальной элиты (университеты, научные сообщества), средств массовой информации и очень зависимого от них общественного сознания. Здесь рассмотрена техно1См.:Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатецценции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992. 2 См.: Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитаного образования в высшей школе). М. 1993. С. 75. 266 ществляемых в техногенной культуре, новым философскомировоззренческим идеям, ценностям и приоритетам, определяются стратегии современного цивилизационного развития. Включение в картину мира идеи ответственности человека перед природой, концепции благоговения перед жизнью, возможности выбора, которые противостоят жестко детерминистскому представлению о пути человеческого развития, будет способствовать развенчанию этики и ценностей прогрессистской, техногенной, “фаустовской” цивилизации и выдвинет на первый план ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, идею поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.). 2. Поскольку происходящие в обществе резкие перемены делают недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы, возрастает значение фундаментальных критериев выбора содержания и технологий образования. В качестве такого синтетического критерия, по нашему мнению, должна выступить идея ноогенеза, а в социальном плане идея устойчивого мирового развития. Концепция устойчивого развития при этом понимается не только в русле решения экологических проблем, она призвана стать концепцией регулируемого, управляемого мирового развития, концепцией экоразвития, включающей в себя ценности и императивы, выводимые из социальной экологии, экологического права, экологической этики, политической экологии, экологической философии, экологии человека и экологии культуры. В концепции устойчивого мирового развития должно отражаться содержание социально-природного процесса становления ноосферы, ноогенеза.* 3. Построение теории ноогенеза и теоретическое обеспечение устойчивого развития связано с переворотом в самом фундаменте мировоззренческих основ классического гуманизма, культуры, нравственности, обществоведче ских и человековедческих наук. Большое методологическое значение в разработке содержания новой модели образования имеет понятие неклассический гуманизм. Развитие этого понятия мы связываем с отказом от многих философских учений, культурных, идеологических и политических доктрин и утверждением антропокосмизма, экологизма, глобализма, ноосферизма, многообразия и богатства возможностей, заложенных в национально исторических традициях, реабилитацией культурного многообразия и культурной самобытности, экологии национальной культуры как источника цен |