Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 45]

45 творческих процессов в художественной сфере, в которой эти виды мышления и практики являются основными, в практикумах по выработке обликового мышления.
В связи с этим весьма плодотворным является изучение курсов эстетики, основ и истории изобразительного искусства, основ
дизайна и т.п.
в их «привязке» к решению профессиональных вопросов.
Это еще один аспект связи профессионального и гуманитарного образования и способ проникновения гуманитарии в профессиональную подготовку будущих специалистов.
Пятым принципиальным положением, лежащим в основе модернизации содержания образования, является хорошо известное, но пока невыполняемое требование формирования творческих способностей.

Развитие креативности мышления и творческого потенциала личности является одной из важнейших целей инновационного образования.
Особое значение творческое развитие личности приобретает на данном этапе формирования новой образовательной парадигмы.
В системах образования многих развитых стран развитие способностей к творческой деятельности подчиняет себе все остальные цели.
Требования-заклинания
«развивать творческие способности», «учить самостоятельно мыслить», «воспитывать творческую личность» и т.п.
есть не что иное, как цели обучения, заданные в неявном виде.
Эти цели не нашли достаточно четкого выражения ни в моделях деятельности, ни в моделях подготовки специалистов, ни в методической практике.
Но очевидно, если цели обучения не указаны достаточно четко, то от их достижения обычно отказываются, если даже они несомненно желанны.

Ясно, что существенных успехов в развитии творческих способностей нельзя достичь до тех пор, пока
оно не станет одной из основных целей обучения в вузе.
[85.
С.8].
Заметим, что развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, значительно обогащает в то же
[стр. 101]

101 А оперировать обликами мы как раз почти и не учим”.1 Научить оперированию обликами на основе визуального, образного, ассоциативного мышления можно, используя результаты исследований творческих процессов в художественной сфере, в которой эти виды мышления и практики являются основными, в практикумах по выработке обликового мышления.
В связи с этим весьма плодотворным является изучение курсов эстетики, основ и истории изобразительного искусства, основ
дизайв » на и т.
п.
в их “привязке” к решению профессиональных вопросов.
Это еще один аспект связи профессионального и гуманитарного образования и способ проникновения гуманитарии в профессиональную подготовку будущих специалистов.
Пятым принципиальным положением, лежащим в основе модернизации содержания образования, является хорошо известное, но пока невыполняемое требование формирования творческих способностей
(раскрываемая выше задача развития, способности к обликовому описанию объектов принципиально важная, но это лишь одна из задач развития творческих способностей личности).
Развитие креативности мышления и творческого потенциала личности является одной из важнейших целей инновационного образования.
Особое значение творческое развитие личности приобретает на данном этапе формирования новой образовательной парадигмы.
В системах образования многих развитых стран развитие способностей к творческой деятельности подчиняет себе все остальные цели.
Требованиязаклинания
“развивать творческие способности'4, “учить самостоятельно мыслить”, “воспитывать творческую личность” и т.
п.
есть не что иное, как цели обучения, заданные в неявном виде.
Эти цели не нашли достаточно четкого выражения ни в моделях деятельности, ни в моделях подготовки специалистов, ни в методической практике.
Но очевидно, если цели обучения не указаны достаточно четко, то от их достижения обычно отказываются, если даже они несомненно желанны.

Дополняя эти слова американского психолога Б.Скиннера, Н.Д.Никандров совершенно справедливо замечает: “Любая цель обучения, не сформированная как система физических или умственных действий, которую должен уметь выполнять учащийся по окончании срока обучения, остается недоступной опытной проверке “.
Ясно, что существенных успехов в развитии творческих способностей нельзя достичь до тех пор, пока
1Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Савельев А.Я., Романова Л.И.
Инновационное образование // Высшее образование в России.
1994.
№ 2.
С.
22.
2Никащров Н.Д.
Программированное обучение и идеикибернетики.
М.
1970.
С.
14.


[стр.,103]

1 103 Психологи отмечают, что, например, у высокотворческих студентов среди эмоций доминируют агрессия и радость и вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного, юмор.
Следующее качество, которое входит в структуру творческой индивидуальности, это саморегуляция, включающая в себя направленность на решение какой-либо большой идеи, устремленность к определенного рода деятельности.
Сюда же относится отмечаемое у всех сложившихся творческих людей большое трудо\ г любие и последовательность, упорство в.достижении цели, цепкость внимания.
Правильная и четкая постановка проблемы и вопроса на уровне сознания организует и направляет работу подсознания и делает возможной фазу “озарения и открытия”.
Н.Б.
Крылова подчеркивает значение таких эмоциональных параметров научнотехнической культуры как различные познавательные чувства, заинтересованность процессами познания, развитые чувства удовлетворения от интеллектуальной свободы, от достижения исследовательских целей и радости творчества, состояния поиска и внутреннего подъема при нахождении решения и т.
д.
Психологами доказана взаимообусловленность и теснейшая функциональная связь интеллектуальных и эмоциональных процессов человеческого мышления и практической деятельности.
Эмоциональные процессы и состояния играют роль регулятора творческой или познавательной активности.
Тесно связанные с интуицией, они, как своеобразный барометр, предупреждают о критических точках поиска, сигнализируют об уровне эффективности познавательныхи творческих процессов, подготавливают почву для того или иного решения, служат катализатором поиска.
Заметим, что развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, значительно обогащает в то же
время собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для фомирования и проявления возвышенных эмоций, ведущих к ощущению счастья, полноты жизни, собственной полноценности.
Психологи делают вывод, что многие качества творческой личности при определенных условиях могут быть не только развиты, но и сформированы заново.
По мнению Н.Б.Крыловой, структуру творческой культуры личности можно представить следующим образом: это, во-первых, знания в области 1См.: Крылова Н.Б.
Формирование культуры будущего специалиста.
М.
1990.
С.
72.

[Back]