Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 46]

46 время собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для формирования и проявления возвышенных эмоций, ведущих к ощущению счастья, полноты жизни, собственной полноценности.
Психологи делают вывод, что многие качества творческой личности при определенных условиях могут быть не только развиты, но и сформированы заново.

Известны различные приемы, способы, методы стимулирования творческой деятельности, которые могут быть адаптированы к высшей школе.
В настоящее время в некоторых вузах страны разрабатываются и внедряются концепции развития творческих способностей студентов, одним из элементов которых является непрерывная подготовка в области инженерного творчества.
На младших курсах студенты изучают психологию, включающую такие темы, как память, внимание, мышление, динамическое чтение и другие.
На старших курсах логику, психологию творчества и собственно принципы
инженерного творчества.
Завершается цикл дисциплин курсовыми работами, которые тесно увязываются со специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на выпускающих кафедрах.
В курсовых проектах предусмотрено выполнение студентами патентного поиска по разработанной теме, разработка дерева целейсредств, функционально-стоимостный анализ предложенного технического решения и составление формулы изобретения.
Проблема заключается в том, что опыт такого рода используется в вузах весьма
ограниченно, да и не везде.
Теория и практика образования предлагают обширную палитру активных методов обучения, которые развивают творческие способности.
Это имитационные, ситуационные, деловые игры и тренинги, практикумы по психологии творчества, олимпиады и конкурсы, творческие
дискуссии и диспуты, мозговые штурмы, а также обучение студентов навыкам применения в
[стр. 103]

1 103 Психологи отмечают, что, например, у высокотворческих студентов среди эмоций доминируют агрессия и радость и вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного, юмор.
Следующее качество, которое входит в структуру творческой индивидуальности, это саморегуляция, включающая в себя направленность на решение какой-либо большой идеи, устремленность к определенного рода деятельности.
Сюда же относится отмечаемое у всех сложившихся творческих людей большое трудо\ г любие и последовательность, упорство в.достижении цели, цепкость внимания.
Правильная и четкая постановка проблемы и вопроса на уровне сознания организует и направляет работу подсознания и делает возможной фазу “озарения и открытия”.
Н.Б.
Крылова подчеркивает значение таких эмоциональных параметров научнотехнической культуры как различные познавательные чувства, заинтересованность процессами познания, развитые чувства удовлетворения от интеллектуальной свободы, от достижения исследовательских целей и радости творчества, состояния поиска и внутреннего подъема при нахождении решения и т.
д.
Психологами доказана взаимообусловленность и теснейшая функциональная связь интеллектуальных и эмоциональных процессов человеческого мышления и практической деятельности.
Эмоциональные процессы и состояния играют роль регулятора творческой или познавательной активности.
Тесно связанные с интуицией, они, как своеобразный барометр, предупреждают о критических точках поиска, сигнализируют об уровне эффективности познавательныхи творческих процессов, подготавливают почву для того или иного решения, служат катализатором поиска.
Заметим, что развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, значительно обогащает в то же время собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для фомирования и проявления возвышенных эмоций, ведущих к ощущению счастья, полноты жизни, собственной полноценности.
Психологи делают вывод, что многие качества творческой личности при определенных условиях могут быть не только развиты, но и сформированы заново.

По мнению Н.Б.Крыловой, структуру творческой культуры личности можно представить следующим образом: это, во-первых, знания в области 1См.: Крылова Н.Б.
Формирование культуры будущего специалиста.
М.
1990.
С.
72.


[стр.,104]

104 теории и практики творчества.
В совокупности они дают уровень творческого кругозора.
Во-вторых, установки и методологические принципы творчества.
Это мировоззренческий уровень в творческой культуре.
В-третьих, творческие навыки и способности, формирующиеся в деятельности и связанные непосредственно с творческим опытом.
Это уровень творческой активности.
В-четвертых, применяемые в деятельности нормы ее научной организации, эвристические методы и приемы.
Это нормативный уровень творческой деятельности и, наконец, пятый эмоциональный уровень.
Это интуитивные процессы, вдохновение, творческий риск, азарт важные комлт поненты творчества.
В связи с вышеизложенным одна из задач подготовки специалистов придать всем указанным качествам устойчивый характер способностей: а) на уровне проектирования замысла способностей ставить творческую задачу, предугадывать проблемную ситуацию, глубоко и широко видеть суть проблемы, мысленным взором (мысленный эксперимент, образ) охватывать всю последующуюдеятельность; б) на уровне осуществления замыслов способностей решать проблемные, эвристического характера задачи, генерировать идеи, критически анализировать варианты решений и выбирать лучшие, системно и целостно строить свою деятельность, ведя ее к оптимальному ценностномурезультату; в) на уровне регуляции и выполнения окончательного решения способностей направлять решение творческой задачи по адекватному пути, доводить решение до конечного результата, рационально организовать продуктивный труд, для чего необходимы и воля, и работоспособность, и интуиция, и научные и эстетические критерии оценки единиц деятельности (целесообразность, гуманность, гармония, красота, совершенство, мера и др.), о чем неоднократно говорили такие ученые, как Гаусс, Эйнштейн, такие конструкторы и инженеры, как Антонов, Королев, Туполев, Шухов идр.1 Известны различные приемы, способы, методы стимулирования творческой деятельности, которые могут быть адаптированы к высшей школе.
В настоящее время в некоторых вузах страны разрабатываются и внедряются концепции развития творческих способностей студентов, одним из элементов которых является непрерывная подготовка в области инженерного творчества.
На младших курсах студенты изучают психологию, включающую такие темы, как память, внимание, мышление, динамическое чтение и другие.
На старших курсах логику, психологию творчества и собственно принципы
1См.: Н-Б.Крылова.
Формирование культуры будущего специалиста.
М.
1990.
С.
72-74.


[стр.,105]

105 инженерного творчества.
Завершается цикл дисциплин курсовыми работами, которые тесно увязываются со специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на выпускающих кафедрах.
В курсовых проектах предусмотрено выполнение студентами патентного поиска по разработанной теме, разработка дерева целей-средств, функционально-стоимостный анализ предложенного технического решения и составление формулы изобретения.
Проблема заключается в том, что опыт такого рода используется в вузах весьма
ограниV ченно, да и не везде.
Теория и практика образования предлагают обширную палитру активных методов обучения, которые развивают творческие способности.
Это имитационные, ситуационные, деловые игры и тренинги, практикумы по психологии творчества, олимпиады и конкурсы, творческие
дисскусии и диспуты, мозговые штурмы, а также обучение студентов навыкам применения в практической деятельности синектики, алгоритмов решения изобретательских задач и т.
д.
Большое внимание в имитационных, ситуационных, организационнодеятельностных и организационно-обучающих играх уделяется стимуляции коллективного творчества, несущего в себе большой потенциал творческого развития каждого участника игры через сотрудничество в процессе учебной деятельности.
Анализируя основные методы и технологии развития креативности, Н.Б.Ковалева показывает, что к важнейшим принципам их использования в системе непрерывного образования с целью формирования творческой позиции личности и создания условий для целостного проживания опыта, можно отнести следующие: 1.
Игровое моделирование целостной профессиональнойдеятельности.
2.
Обеспечение благожелательной творческой атмосферы в группе, создание творческих установок за счет использования игровой ситуации и различного рода разминок.
3.
Снятие коммуникативных барьеров и увеличение скорости работы групп за счетиспользования различных игровых приемов.
4.
Обеспечение свободы самоопределения членов группы и развитие груп1 См.: Игровое моделирование.
Методология и практика.
Новосибирск.
1987; Игровые методы обучения.
М.
1989; Вербицкий А.А.
Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.
М.
1991; Ильясов И.И.
Эвристические приемы.
М.
1992; Ковалева Н.Б.
Методы развития творческой личности учащихся.
М.
1992; Ковалева Н.Б.
Рефлексивнопозиционный метод формирования творческой позиции личности впроцессе непрерывного образования // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования.
Тверь..
1994.
*

[Back]