Проверяемый текст
Хазова, Людмила Васильевна. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования (Диссертация 1998)
[стр. 52]

52 углубленно изучить как сами ценности, так и приобрести навыки «оперирования» ими, но ориентиры, умение учитывать культурный фон при решении задач эти дисциплины должны определить.
Седьмым требованием к обновлению содержания и технологий образования является целенаправленное оказание помощи студентам в осуществлении их самореализации и самоактуализации, что признается сегодня одной из главных ценностей образования.
Поскольку в любом обществе образование преимущественно ориентировано на государственные интересы, общественные нужды, потребности развития народного хозяйства и т.п.
и лишь косвенно на интересы развития человеческой личности, необходимо развернуть образование к индивиду.
Это подчеркнуто в законе
РФ «Об образовании» 1992 г.
В нем впервые интересы личности ставятся на первое место.
В преамбуле закона образование определяется как
«целенаправленный» процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
В образовании должна осуществляться все большая ориентация на самоценность человеческой личности цели, а не средства
общественного развития, и в то же время источника инноваций в жизни, производстве, науке и культуре.
Именно в этой
«точке» может быть осуществлена стыковка концепции инновационного образования (в своем роде «хорошо гуманизированного» технократического образования, однако в этой концепции человек все же не является целью, что есть главная претензия к концепции В.Е.Шукшунова) с концепциейш образования, цель которого —развитие личности.
В такой концепции должны быть учтены потребности индивида, созданы условия, определяющие статус учащегося, как субъекта образования, реализующего в процессе образования личные интересы стремление к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Само по себе декларирование ценностных оснований образования может остаться лишь прекраснодушным порывом, если оно не
1
[стр. 109]

109 гуманитарное.
(“Для истинной гуманизации уже недостаточно теазров и факта существования университетов.
Появилась возможность гуманизировать деятельность профессионалов”.1) В принципе систематизированное представление о спектре и относительных рангах человеческих ценностей должны давать образовательные институты, цель которых научить молодежь разбираться в ценностях, выделять из общей массы эмоционально привлекательных ценностей ложные.
Именно этот процесс рассматривается нами как важнейшая часть гуманизации и гуманитаризации образования.
Для этого в настоящее время в высшей школе разрабатываются и апробируются новые общегуманитарные курсы, такие, например, как “Параметры качества жизни”, “Основы практической аксиологии”, “Основы общей компетентности современного специалиста”, “Основы этики ценностного сознания”, “Глобальные проблемы современности в контексте культуры” и др.
Цель таких курсов на основе представления исторических образцов Человека, Общества, Культуры определить и “ранжировать” традиционные и новые ценностные ориентиры, соответствующие холистско-эмержентной картине мира.
Методология и методика построения предлагаемых курсов должны обеспечить не только знание общезначимых, этосных и собственно личностных ценностей, но и умение в конечном итоге анализировать на основе этих ценностей возникающие перед индивидом ситуации и вырабатывать ценностно обоснованные решения.
Конечно, в рамках одних только социогуманитарных дисциплин невозможно углубленно изучить как сами ценности, так и приобрести навыки “оперирования” ими, но ориентиры, умение учитывать культурный фон при решении задач эти дисциплины должны определить.
Седьмым требованием к обновлению содержания и технологий образования является целенаправленное оказание помощи студентам в осуществлении их самореализации и самоактуализации, что признается сегодня одной из главных ценностей образования.
Поскольку в любом обществе образование преимущественно ориентировано на государственные интересы, общественные нужды, потребности развития народного хозяйства и т.
п.
и лишь косвенно на интересы развития человеческой личности, необходимо развернуть образование к индивиду.
Это подчеркнуто в законе
“Об 1Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романова Л.И.
Взгляд в XXI век // Высшее образование в России.
М.
1993.
№4.
С.
64.


[стр.,110]

110 образовании” РФ.
В нем впервые интересы личности ставятся на первое место.
В преамбуле закона образование определяется как
“целенаправленный у процесс обучения и воспитания в интересах личн ости, общества, государства (С.
5).
В образовании должна осуществляться все большая ориентация на самоценность человеческой личности цели, а не средства
общесгвенного развития, и в то же время источника инноваций в жизни, производстве, науке и культуре.
Именно в этой
“точке” может быть осуществлена стыковка концепции инновационного образования (в своем роде “хорошо гуманизированного” технократического образования, однако в этой концеп* " ции человек всё же не является целью, что и есть главная претензия к концепции В.Е.Шукшунова) с концепцией образования, цель которого развитие личности.
В такой концепции должны быть учтены потребности индивида, созданы условия, определяющие статус учащегося, как субъекта образования, реализующего в процессе образования личные интересы стремление к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Само по себе декларирование ценностных оснований образования может остаться лишь прекраснодушным порывом, если оно не
будет подкреплено соответствующим содержанием образования и системой “гуманотехнологий”, развивающих личность, переводящих гуманистические идеи и идеалы в ценностные ориентации, реальные поступки и дела.
Такого рода гуманотехнологий, ориентированные на приоритетное развитие человеческой личности, а не только на формирование специалиста, т.е.
заведомо “частичной” личности, заложены в концепции проблемноориентированной системы базового гуманитарного образования Н.С.Розова.
В основе этой концепции лежат ценности те самые инварианты содержательного знания, которые должны составлять суть современной общекультурной подготовки будущих специалистов.
Одна из самых “революционных” идей концепции перецентровка гуманитарного образования с дисциплин на проблемы, которые стоят перед обществом и, собственно, перед самими студентами, поскольку дисциплинарные знания дисциплин нужны не столько сами по себе, сколько для того, чтобы помочь будущим специалистам правильно ориентироваться в нынешнем быстро усложняющемся мире, находить ответы на интересующие их вопросы.
Причем это становится необходимым не только в связи с появлением новых общечеловеческих проблем, среди которых быстро увсличи1См.: Розов Н.С.
Философия гуманитарного образования.
М.
1993.

[Back]