58 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ §1. Сущность и тенденции становления просвещенного общества в глобальном мире. Цель данного параграфа — раскрыть сущность «просвещенного общества», показать необходимость его становления и показать пути его создания. В современных условиях речь идет не только о совершенствовании системы образования в традиционном смысле этого понятия, а шире о переходе от системы образования к просвещенному обществу. Просвещенное общество — это общество, предоставляющее равенство образовательных возможностей и свободу выбора разнообразных форм обучения, предлагаемых как институциональным образованием, так и самой жизнью, каждому члену общества [125, 129]. Это принципиально новая ситуация, когда образование все больше перекликается с культурой. Уже не только учебные заведения, но и другие институты общества начинают выполнять образовательные функции. Общество все более Р пронизывается образовательной деятельностью и находится в состоянии постоянного самообразования. Становятся привычными термины «образовательная среда», «образовательное пространство», «обучающееся общество», которые означают: образование предназначено для всех, все учатся и хотят в течение жизни учиться, все умеют учиться и умеют учить. В связи с этим в обществе повышается роль и место педагогического образования, что отмечают А. М. Гендин и М. И. Сергеев [13]. |
136 институты общества начинают выполнять образовательные функции. Общество все более пронизывается образовательной деятельностью и находится в состоянии постоянного самообразования. Становятся привычными термины сс образовательная среда”, образовательное пространство”, “обучающееся”, образовывающееся общество”, которые означают: образование предназначено для всех, все учатся и хотят в течение жизни учиться, все умеют учиться и умеют учить. В связи с этим в обществе повышается роль и место педаго$ 1 гического образования, что отмечают А.М.Гендин и М.И.Сергеев. Образовательное общество это общество, предоставляющее равенство образовательных возможностей и свободу выбора разнообразных форм обучения, предлагаемых как институциональным образованием, так и самой жизнью, каждому члену общества. Это принципиально новая ситуация, когда образование все больше перекликается с культурой. В докладе ЮНЕСКО “Учиться, чтобы быть”, подготовленном под руководством Э.Фора (1972 г.), нашла отражение тенденция и получила развитие идея воспитывающего общества, в основе которой лежит необходимость единовременного учета социальных процессов образовательного порядка. Поскольку образование является не только средством, но и целью развития человека, оно должно “пропитать” собой всю его жизнь, охватить собой общество. Нужно, подчеркивают авторы доклада, выйти за рамки системы образования и работать с мыслью о концепции воспитывающего общества. Социальная система, которая признает за воспитанием соответего значениюствующие “воспитывающего общества”. место и ранг, заслуживает название Концепция образовательного общества ЮНЕСКО, согласно выводам указанного доклада, зиждется на следующих принципах тенденциях: 1. Понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольно воспитание, основное, послешкольное, повторное и параллельное образование, объединяющее все его уровни и формы. 2. Включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки формальных, неформальных и внеинстшуциональных форм образования. 3. Горизонтальная интеграция: дом соседи местная социальная среда общество мир труда средства массовой информации рекреационные организации, культурные, 1 См. : Гецдин А.М., Сергеев М.И. Региональные особенности ценностных ориентаций учащихся, родителей и учителей // Образование в Сибири. 1996. № 1. 2 См.: Barak R.J., Me. Cannon R.S. Learning in the Open Society: Credit for Expirience. Conferences on Non-traditional Study. Wash. 1975. № 1; Contintung Education, (ed. by Kidd J.R.) Canadian Conference on Education // Conferences Studies. 1962. № 6. |