67 подготовить его к этому развитию: «Если мы желаем, чтобы тот или иной этнос вступил на путь индустриального развития, мы должны отказаться от современной формы образования, принятой в индустриально развитых странах. Если же мы не желаем этого или не видим перспектив подобного развития, то достаточно ограничиться народными формами образования» [113. С.113]. Точка зрения В. Д. Шадрикова, конечно, заслуживает внимания, но по нашему мнению, он впадает из одной крайности в другую. Ограничение образования народными формами неминуемо приведет к оторванности от мирового опыта, создаст своеобразный вакуум. Эту проблему надо решать на основе разумного сочетания европейской системы образования с интересами « этноса, что позволит сочетать национальные интересы с цивилизационным развитием. Выбор цели и, соответственно, содержания и методов модернизации образования связан с осмыслением реального социально-культурного состояния нации, этноса, осознанием их потребностей в сохранении хозяйственной и культурной самобытности, самоиндентификации и обеспечении полноценного, не униженного, существования в мире, теоретически признающем ценность самобытных культур. Т. Ф. Кряклина на основе анализа проблем развития национальнопрофилированного образования народностей Севера подчеркивает, что оно должно способствовать снятию отчуждения личности от традиционной культуры, «погружая» ее в привычную национально-культурную среду. Главное его назначение обеспечение личности актуальными компонентами национальной культуры и определенными видами традиционной деятельности. Известно, что в регионах с экстремальными условиями проживания (Крайний Север, острова Северного Ледовитого океана) значительно актуализирована роль традиционных ценностей и культур коренных народов как веками |
146 освоение духовных богатств национальной культуры, традиций и уклада своего региона, школы нравственности и ремесла, стали популярны в связи с созданием проектов возрождения и развития народов России. Каковы же задачи народной школы, рассматриваемой как национальная школа ? По мнению В.Д.Шадрикова, народная школа по содержанию образования должна являться отражением народной жизни, ее духовности, нравственных идеалов и трудовой деятельности. Народная школа должна отличаться не изменением названия учебных предметов, не введением новых предметов, не национальной аранжировкой общечеловеческих ценностей, а национальной культурой, дополненной и обогащенной сведениями о культуре других народов. В центр содержания образования народной школы должен быть положен этногенез со всеми определяющими этот процесс фактоО рами: зарождение этноса, его развитие, влияние окружающей среды, история этноса, его отношения с другими народами, формирование государственности, культурное развитие, мораль, нравственность, религия, философия, народные поверья и обычаи, возникновение письменности, литературы, развитие языка, изобразительное искусство, музыка и танец, физическое развитие и физическая культура, народная медицина, прикладные физические упражнения, борьба, быт, домоводство, основные виды трудовой деятельности. В то же время в содержание образования должны быть включены знания о современном производстве и технологиях, гуманитарные науки, отражающие мировую культуру, всемирная история и география, наконец, естественные науки и связанный с ними научно-техническии прогресс, техника и технология. Рассматривая вопросы метода обучения, В.Д.Шадриков отдает предпочтение этнически обусловленным методам. Он считает, что европейски ориентированная педагогика просто не замечает, а точнее не осознает по своему невежеству, какие трудности таятся в обучении аборигенных народов. Смысл образования В.Д.Шадриков1видит в том, чтобы предугадать развитие народа, подготовить его к этому развитию: “Если мы желаем, чтобы тот или иной этнос вступил на путь индустриального развития, мы должны отказаться от современной формы образования аборигенов, а точнее дополнить аборигенные формы образования формами образования, принятыми в индустриально развитых странах. Если же мы не желаем этого или не видим пер-"I спектив подобного развития, то достаточно ограничиться -народными фор1Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование вРоссии. 1993. № 2. С. 113 * л* А ф 147 мами образования”. Выбор цели и, соответственно, содержания и методов модернизации образования связан с осмыслением реального социально-культурного состояния нации, этноса, осознанием их потребностей в сохранении хозяйственной и культурной самобытности, самоидентификации и обеспечении полноценного, не униженного, существования в мире, теоретически признающем ценп ность самобытных культур.f ч Т.Ф. Кряклйна на основе анализа проблем развития национальнопрофилированного образования народностей Севера, подчеркивает^ что оно должно способствовать снятию отчуждения личности от традиционной культуры, “погружая” ее в привычную национально-культурную среду. Главное его назначение обеспечение личности актуальными компонентами национальной культуры и определенными видами традиционной деятельности. Известно, что в регионах с экстремальными условиями проживания (Крайний Север, острова Северного Ледовитого океана) значительно актуализирована роль традиционных ценностей и культур коренных народов как веками выработанных, наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и природы. Задача национально-профилированного образования дать необходимый минимум знаний и навыков для ведения кочевого и полукочевого образа жизни. Введение в образование таких дисциплин, как ведение традиционного хозяйства и жилища, национальная кухня народов Севера, изготовление национальной одежды из меха, народная медицина и оказание первой медицинской помощи, народные промыслы, народные обычаи и ритуалы, должно восполнить тот вакуум духовной и социально-психологической сферы общественного сознания народностей Севера, который обнаружился в последние десятилетия. Ориентация на традиционные ценности культуры обусловливает необходимость “соблюдения” основных норм и принципов их функционирования: непременного умения индивида самостоятельно изготовить вещь, полностью воспроизвести весь производственный цикл конкретного вида традиционной деятельности. Сложность программного и методического обеспечения национально-профилированного обучения заключается в том, что здесь менее всего придется руководствоваться “государственными стандартами” и программами, в большей степени полагаясь на общепринятые в данном регионе образцы (стандарты), авторскую индивидуальность, поиск наиболее подходящих кандидатур для привлечения к педагогическому процессу. Р |