68 выработанных, наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и природы. Задача национально-профилированного образования —дать необходимый минимум знаний и навыков для ведения кочевого и полукочевого образа жизни. Введение в образование таких дисциплин, как ведение традиционного хозяйства и жилища, национальная кухня народов Севера, изготовление национальной одежды из меха, народная дисциплина и оказание первой медицинской помощи, народные промыслы, народные обычаи и ритуалы, должно восполнить тот вакуум духовной и социально-психологической сферы общественного сознания народностей Севера, который обнаружился в последние десятилетия. Ориентация на традиционные ценности культуры обусловливает необходимость «соблюдения основных норм и принципов их функционирования: непременного умения индивида самостоятельно изготовить вещь, полностью воспроизвести весь производственный цикл конкретного вида традиционной деятельности». Сложность программного и методического обеспечения национально-профилированного обучения заключается в том, что здесь менее всего придется руководствоваться «государственными стандартами» и программами, в большей степени полагаясь на общепринятые в данном регионе образцы (стандарты), авторскую индивидуальность, поиск наиболее подходящих кандидатур для привлечения к педагогическому процессу. Как при помощи образования перевести научные теории в практику? Наиболее эффективным путем решения этой задачи является создание национально-профилированных учебных заведений, соединяющих в образовательных структурах традиционные и современные ценности культуры. Специальные многоцелевые программы сохранения традиционных культур коренного населения имеются во многих странах. Их задача образование |
ф 147 мами образования”. Выбор цели и, соответственно, содержания и методов модернизации образования связан с осмыслением реального социально-культурного состояния нации, этноса, осознанием их потребностей в сохранении хозяйственной и культурной самобытности, самоидентификации и обеспечении полноценного, не униженного, существования в мире, теоретически признающем ценп ность самобытных культур.f ч Т.Ф. Кряклйна на основе анализа проблем развития национальнопрофилированного образования народностей Севера, подчеркивает^ что оно должно способствовать снятию отчуждения личности от традиционной культуры, “погружая” ее в привычную национально-культурную среду. Главное его назначение обеспечение личности актуальными компонентами национальной культуры и определенными видами традиционной деятельности. Известно, что в регионах с экстремальными условиями проживания (Крайний Север, острова Северного Ледовитого океана) значительно актуализирована роль традиционных ценностей и культур коренных народов как веками выработанных, наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и природы. Задача национально-профилированного образования дать необходимый минимум знаний и навыков для ведения кочевого и полукочевого образа жизни. Введение в образование таких дисциплин, как ведение традиционного хозяйства и жилища, национальная кухня народов Севера, изготовление национальной одежды из меха, народная медицина и оказание первой медицинской помощи, народные промыслы, народные обычаи и ритуалы, должно восполнить тот вакуум духовной и социально-психологической сферы общественного сознания народностей Севера, который обнаружился в последние десятилетия. Ориентация на традиционные ценности культуры обусловливает необходимость “соблюдения” основных норм и принципов их функционирования: непременного умения индивида самостоятельно изготовить вещь, полностью воспроизвести весь производственный цикл конкретного вида традиционной деятельности. Сложность программного и методического обеспечения национально-профилированного обучения заключается в том, что здесь менее всего придется руководствоваться “государственными стандартами” и программами, в большей степени полагаясь на общепринятые в данном регионе образцы (стандарты), авторскую индивидуальность, поиск наиболее подходящих кандидатур для привлечения к педагогическому процессу. Р 148 Как при помощи образования перевести теоретические интенции в практику ? Наиболее эффективным путем решения этой задачи является создание национально-профилированных учебных заведений, соединяющих в образовательных структурах традиционные и современные ценности культуры. Специальные многоцелевые программы сохранения традиционных культур коренного населения имеются во многих странах. Их задача образование аборигенов, подготовка национальных кадров. Этот вопрос £ чрезвычайно важен для России в связи с.тем, что в нашей стране остро стоя}'Р проблемы сохранения малочисленных народов, в том числе, народов Севера. В настоящее время разработана концепция национально? профилированного колледжа народностей Севера, которое является альтернативной моделью неполного высшего учебного заведения. Существенная особенность этой модели ориентация на традиционные культуры народностей Севера, механизмы их воспроизводства и трансляции. Автор концепции Т.Ф.Кряклина считает, что в организации деятельности национальнопрофилированного колледжа необходимо использовать опыт аналогичных образовательных учреждений для коренных народностей в других странах, в частности США и Канаде. Значительный игнтерес в этом отношении представляют образовательные учреждения для эвенов, эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов, атапасков, родственных народностям Севера, проживающим в России, а также коренного населения США индейцев. Как показывает опыт, преодолеть издержки системы образования коренного населения, сложившейся в США в 50-60-е годы, стало возможно, установив контроль общин над обучением индейской молодежи и изменив содержание образовательного процесса так, чтобы он содействовал сохранению индейской самобытности и культурной специфики. “Индейцы должны обучаться на хорошем уровне, но при этом должно уделяться внимание их традициям и ценностям”.1Национально-профилированный колледж есть альтернативная форма образовательного учреждения, учитывающего и воспроизводящего национальное своеобразие культур народностей Севера. Аналогичные процессы в сфере образования коренных народов США и 1Кряклина Т.Ф. Националыю-профил1фованьш колледж народностей Севера как альтернативная форма образовательного учреждения: Сущность, структура, содержание образования // Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 79. 2 См. также материалы по теме “Движущися округ. Образовательная политика межрегиональной государственности Ханты-Мансийского автономного округа” // Россия-2010. 1994. № 5. i |