73 конкретных экологических ниш. Тем самым они представляют сегодняшнюю «неявную» грамотность как возможную форму грамотности завтрашнего дня. Становится все более очевидным, что эти подчиненные системы знания находятся в оппозиции к господствующему знанию. Например, если представители рациональной теории развития видят в природе источник ресурсов, эксплуатируемых во имя прибыли, то семейные и родовые производства, функционирующие ради выживания, доказывают, что природа есть сама основа экономической жизни. С. Варес считает, что, если не будет покончено с многовековым игнорированием индейских культур, невежественным и пренебрежительным отношением к ним, если культуры подчиненных индейских народов не признаются в качестве существенной составной части национального и всемирного наследия и не будут учитываться в национальном плане развития образования, то формальное образование замкнется на единственную — зачастую устаревшую и неэффективную модель передачи и воспроизводства знаний и навыков, повсеместно применяемую во всех географических и этнолингвистических районах Мексики, исходя из ошибочной посылки о гомогенности нации. Такая формула образования, по определению, исключает творческое участие в нем основной массы индейцев, которые, якобы будучи «некультурными» и «необразованными», ничего не могут внести в процесс развития и должны быть ассимилированы нацией, то есть рынком труда и доминирующей моделью производства и потребления. Представители интеллигенции и организаций индейцев Мексики выдвинули ряд предложений, среди которых: увязывать этнические системы знаний и навыков с общечеловеческой системой, используя дифференцированный человеческий подход к каждой этнической группе; в полной мере признавать важную роль местных и (или) региональных общин в |
151 матрица концепции образования составляет основу двух наиболее важных функций самой системы: а) дискредитация исконной культуры и языка учащихся как нежизнеспособных в целях подмены их общим знанием урбанистической ориентации; б) подготовка учащихся к последующему профессиональному обучению навыкам ручного труда самой низкой квалификации. Школе отводится особая “цивилизаторская” роль в этом процессе: главная задача формального образования разрушить структуру каждого отдельного % этноса, фальсифицируя его историю, искажая культуру и отвергая его язык как инструмент, непригодный для современной жизни и “логики” развития.1 Последние десятилетия свидетельствуют, что неграмотные способны не только сопротивляться цивилизаторскому знанию, но также формировать собственное мировоззрение в соответствии со своей культурой, историей и экологической нишей. ’’Босоногие носители знания” не только критикуют цивилизаторское знание, но и формулируют системы знаний с учетом конкретных экологических ниш. Тем самым они представляют сегодняшнюю “неявную” грамотность как возможную форму грамотности завтрашнего дня. Становится все более очевидным, что эти подчиненные системы знания находятся в оппозиции к господствующему знанию. Например, если представители рациональной теории развития видят в природе источник ресурсов, эксплуатируемых во имя прибыли, то семейные и родовые производства, функционирующие ради выживания, доказывают, что природа есть сама основа экономической жизни. С.Варесе считает, что, если не будет покончено с многовековым игнорированием индейских культур, невежественным и пренебрежительным отношением к ним, если культуры подчиненных индейских народов не признаются в качестве существенной составной части национального и всемирного наследия и не будут учитываться в национальном плане развития образования, то формальное образование замкнется на единственную зачастую устаревшую и неэффективную модель передачи и воспроизводства знаний и навыков, повсеместно применяемую во всех географических и этнолингвистических районах Мексики, исходя из ошибочной посылки о гомогенности нации. Такая формула образования, по определению, исключает творческое участие в нем основной массы индейцев, которые, якобы будучи “некультурными” и “необразованными”, ничего не могут внести в процесс 1 См.: Варесе С. Образование индейцев в Мексике: Проблемы и перспективы // Перспективы. 1991. № 3. С. 101, 104. 152 развития и должны быть ассимилированы нацией, то есть рынком труда и доминирующей моделью производства и потребления. Представители интеллигенции и организаций индейцев Мексики выО двинули ряд предложении, среди которых: увязывать этнические системы знаний и навыков с общечеловеческой системой, используя дифференцироU о ванный человеческий подход к каждой этнической группе; в полной мере признавать важную роль местных и (или) региональных общин в образова% нии и, соответственно, предоставить им возможность всестороннего участия на различных уровнях системы образования (школа, учителя, управление и т.д.). Индейский проект в области образования предусматривает также укрепление связей между школой и общиной для придания практической направленности знаниям учащихся и самоутверждения последних в их непосредственном социальном окружении. На основе новой теории и практики образования этнических групп в странах с аборигенным населением растет понимание того, что институциональные рамки, учебные программы, дидактические материалы и содержаt ние образования должны быть пересмотрены и коренным образом модифицированы. Задачи развития образования этнических групп требуют отказа от традиционных представлений об учебном пространстве, структурах календарных планов и расписаниях занятий. Программы модернизации должны основываться на ряде фундаментальных принципов, учитывающих исторические требования этнических групп: а) сохранение, передача и развитие культуры, языка и самобытности этносов; б) обеспечение соответствия образовательных, административных и стратегических функций системы образования конкретным нуждам этнических групп; в) установление постоянных связей между тремя важнейшими социальными институтами: семьей, общиной и школой; г) формирование нового отношения к этносам и поддержка проявлений этнической культуры как неотъемлемой части общенациольного наследия.1 Анализ тенденций развития образования за рубежом и в России показывает, что становление образовательного общества обусловлено как развитием теоретических представлении, концепции и программ их реализации, так и, в большей степени, самой динамически меняющейся жизнью, насущными потребностями людей, познавательными запросами индивидов и соци4 1См.: Варесе С. Образование индейцев в Мексике: Проблемы и перспективы // Перспективы. 1991. № 3. С. 105-107. |