Проверяемый текст
Леонтьева, Эльвира Октавьевна; Институализация неформальных практик в сфере высшего образования (Диссертация, 3 июня 2010)
[стр. 18]

Еще более актуальной проблема стала в 1990-е гг., когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах.
Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.
Таким образом, общие тенденции эволюции коррупционных отношении в в.
это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовои коррупции к систематической верхушечной и международной.
Исследования в области коррупции и неформальной экономики в последнее время переживают пик своей популярности.
И это связано не только с тем, что коррупция становится тупиковой внутриполитической и социальной проблемой для ряда стран, но и с определёнными теоретическими трудностями, преодоление которых должно с необходимостью предшествовать принятию практических решений.
В
этой части работы мы рассмотрим, каким образом эти исследовательские трудности, в частности, те проблемы, которые связаны с определением коррупции и границ коррупционного поведения, влияют на формирование определённых установок общественного сознания.
Этим мы намереваемся показать, что исследовательские разногласия и, как их следствие, отсутствие доминирующих положений в области теории коррупции, вызывают вполне определённый резонанс массового сознания, который может выражаться в одобрении или, наоборот, в неприятии коррупции.
Наблюдения за общественными и
научными дискуссиями последнего времени показывают, что в большинстве случаев
[стр. 92]

2.2.
Коррупция в системе неформальных практик: проблема разграничения понятий через анализ стереотипов восприятия коррупции в массовом сознании россиян Изучение коррупции в последнее время стало особенно популярным в социальных науках.
Данный интерес постоянно поддерживается повышенным интересом СМИ и широких кругов общественности к этому явлению.
Ажиотажный «спрос» на проблему касается всех вопросов, связанных с коррупцией —начиная от определения и заканчивая решением практических задач по её преодолению и сдерживанию.
В своей работе мы также будем значительное внимание уделять этому явлению.
Особенность нашего подхода к исследованию коррупции состоит в том, что мы будем рассматривать его в общей системе неформальных практик как одно из их проявлений.
Применительно к вузу нас будет интересовать укоренённость коррупции в нефорт k 4 мальных отношениях, её встроенность в неформальное пространство.
В большинстве современных исследований этот контекст часто упускается из V * внимания, что существенно упрощает сущность проблемы и затрудняет её решение.
В этом параграфе мы рассмотрим проблему определения коррупции и остановимся на стереотипах её восприятия в массовом сознании^-россиян, затем рассмотрим, как определяется коррупция по отношению к образованию, отметим исследовательские трудности в этом контексте и наконец, обоснуем собственное определение коррупции, которое с точки зрения выбранного подхода будет наиболее операциональным.
Исследования в области коррупции непосредственным образом осуществляются в общем русле неформальной экономики.
И их особая популярность в последнее время связана не только с тем, что коррупция становится тупиковой внутриполитической проблемой для ряда стран, но и с определёнными теоретическими трудностями, преодоление которых должно с необходимостью предшествовать принятию практических решений.
В
этом параграфе, помимо определения коррупции в общем контексте неформальных 92

[стр.,93]

взаимодействий, мы рассмотрим, каким образом эти исследовательские трудности, в частности те проблемы, которые как раз связаны с определением коррупции и границ коррупционного поведения, влияют на формирование определённых установок общественного сознания.
Этим мы намереваемся показать, что исследовательские разногласия и, как их следствие, отсутствие доминирующих положений в области теории коррупции, вызывают вполне определённый резонанс массового сознания, который может выражаться в одобрении или, наоборот, в неприятии коррупции.
Наблюдения за общественными и
политическими дискуссиями последнего времени показывают, что в большинстве случаев необходимости в определении коррупции вроде бы и нет.
В обычном, повседневном дискурсе всем и так понятно, о чём идёт речь.
Как отмечает В.
Танци, «обсуждение темы коррупции неизменно осложняется тем, что она не поддаётся точному описанию и измерению.
Но, как и в пословице о слонах, коррупцию, может быть, и трудно определить или измерить, но мы всегда её распознаём, если сталкиваемся с ней»99.
И, вероятно, с такой интуитивной ясностью можно было бы смириться, если бы сами исследователи не запутывали существо вопроса пестротой определений.
Под коррупцией понимаются и «использование государственной власти в личных целях»100101и «предоставление услуг служащими в обмен на взятку»10 , и многие другие вещи.
Эти, в общем, стандартные определения показывают, что достаточно трудно, во-первых, зафиксировать в одном определении все проявления коррупции, поэтому в определённом контексте иногда бывает целесообразно сосредоточиться лишь на некоторых из них, в зависимости от того, какие конкретные аспекты коррупционного деяния интересуют.
В этом смысле более продуктивно сужать явление рамками конкретно99Танци В.
Осторожно: коррупция // Transition.
Экономический вестник переходной экономики.
2004.
№2.
— С.
4.
100Там же.
101 Шмаков А.
В.
Коррупция в образовательных учреждениях // Экономический Вестник Ростовского государственного университета.
— 2007.
— Т.
5.
— №4.
— С.
45.
93

[Back]