Проверяемый текст
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В МИРЕ Чиркова Е.Е. Россия и современный мир. 2004. № 3 (44). С. 29-45.
[стр. 35]

рядовых граждан, получило суждение о значительно меньшей к°ррумпированности Запада (западного общества, западной цивилизации, к которой помимо собственно стран Западной Европы относятся такие страны, как США, Канада, Австралия и другие) по сравнению с Востоком (восточной цивилизацией).
Самый общий взгляд на географию восприятия коррупции скорее подтверждает, нежели опровергает данное мнение: действительно, страны Западной Европы, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия воспринимаются существенно менее коррумпированными, чем, например, Индонезия, Индия или Китай.
Более детальное рассмотрение пространственной картины коррупции выявляет наличие значительного числа
отклонении и исключений, и, таким образом, абсолютность представления о низкой «западной» коррупции и высокой «восточной» ставится под сомнение.
Закономерно, что страны Африки и Среднего Востока воспринимаются как наиболее коррумпированные, ведь в них на протяжении десятилетий ведется незаконная торговля наркотиками, оружием, алмазами, чему, конечно же, потворствует сильнейший симбиоз бизнеса и власти.
Реальная возможность наживы лля опганов власти при отсутствии жесткого контроля со стороны за их деятельностью способствует совершению злоупотреблений должностными полномочиями, преступлений.
Таким образом, цели функционирования содействие стабильности и развитию социального, экономического, политического состояния общества —уходят на второй план, а цели личной выгоды выхо, на первый.
Возвращаясь к коррупционной карте мира, основанной на ИВК (системе общественного мнения и экспертных оценок), напомним, что эта система не претендует на исчерпывающий подход.
Приведенные градации условны, и нельзя говорить об абсолютных классификациях (хотя бы потому, что мир находится в процессе постоянного развития).
Но в целом они отражают
[стр. 11]

11 Остальные страны региона (в том числе и Россия) относятся к странам с высокой коррумпированностью.
Среди бывших союзных республик максимальное распространение коррупция получила в Азербайджане и Молдове (Рисунок 2) .
Согласно данным ТИ, положение России на коррупционной картине мира на протяжении последних лет существенно не меняется.
Уровень коррупции традиционно оценивается «выше среднего» и сопоставим с коррумпированностью таких стран как Индия и Танзания.
В частности, в 2003 г.
ИВК для России составил 2,7 балла, что обеспечило нашей стране 86 место в списке из 133 стран, где 1 место занимает страна с наименьшем уровнем коррупции, а 133 – соответственно, с наибольшим.
Однако Россия представляет собой федеральное государство, включающее 89 субъектов и обладающее сложной внутренней структурой коррумпированности.
Таким образом, очевиден тот факт, что один индекс, даже интегральный, основанный на целом ряде исследований, не может адекватно отражать реальную ситуацию в стране, и необходимы глубинные исследования коррупции на уровне регионов России.
В целом, анализ представленной «коррупционной картины мира» позволяет сделать выводы о практически повсеместном распространении коррупции.
Очевидно, что коррупция не является уделом исключительно стран третьего мира, и даже в наиболее экономически развитых странах мира коррупция может достигать внушительных масштабов.
В самых общих чертах, низкие показатели распространения коррупции действительно более характерны для экономически развитых стран (как, например, в случае Швеции, Финляндии, Дании, Великобритании), а, соответственно, высокие показатели присущи менее развитым странам.
Однако подобного рода закономерность просматривается далеко не везде.
Так, сложно игнорировать тот факт, что одни из богатейших стран мира – Франция и Италия, широко признаются странами со значительными масштабами коррупции.
США, Япония, Германия, являясь безусловными мировыми лидерами по уровню экономического развития, занимают далеко не последние места по размаху коррупции.
Ярким примером могут служить также латиноамериканские страны Чили и Мексика, которые по уровню развития занимают весьма схожие позиции, но разительно отличаются по масштабам коррупции.
Достаточно широкое распространение получило суждение о значительно меньшей коррумпированности Запада (западного общества, западной цивилизации, к которой помимо собственно стран Западной Европы относятся такие страны как США, аспектов Тайвань фигурирует независимо от Китая

[стр.,12]

12 Канада, Австралия и др.) по сравнению с Востоком (восточной цивилизацией).
Самый общий взгляд на географию восприятия коррупции скорее подтверждает, нежели опровергает данное мнение: действительно, страны Западной Европы, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия воспринимаются существенно менее коррумпированными, чем, например, Индонезия, Индия или Китай.
Более детальное рассмотрение пространственной картины коррупции выявляет наличие значительного числа
отклонений и исключений, и, таким образом, абсолютность представления о низкой «западной» коррупции и высокой «восточной» ставится под сомнение.
Значительному сомнению подвергается и, так называемая, гипотеза «коррупционной зональности».
Суть этой концепции состоит в предположении, что степень коррумпированности общества, как отражение уровня общественного развития, изменяется при движении от полюсов к экватору, и в странах, расположенных в высоких широтах, уровень коррупции, в целом, ниже, чем в странах низких широт9 .
Такого рода «зональность», действительно, прослеживается (рис.
1), но только в рамках отдельных регионах мира, в частности, в Северной Америке и странах Карибского бассейна.
В Западной Европе «зональность» коррупции уже менее очевидна.
Таким образом, данная концепция подтверждается далеко не для всех стран, и существует ряд существенных отклонений от общей закономерности (Россия и сопредельные с ней государства, страны Восточной Европы и Балканского полуострова, Италия, Боливия и др.).
Факторы коррупции При рассмотрении пространственных особенностей явления коррупции закономерно возникает вопрос: «Почему коррупционная картина мира выглядит так, а не иначе? Что определяет коррупцию? Какие факторы и каким образом оказывают на нее воздействие?».
Поиск ответов на эти вопросы имеет такую же долгую историю, как и само явление.
Несмотря на многовековые попытки объяснения сути коррупции, выявления ее природы, на сегодняшний день нет достойных и объективных объяснений факта существования данного социального феномена.
Ряд исследователей рассматривают коррупцию как отражение извечных человеческих пороков.
Другие видят причину коррупции в скверных законах, усугубляющих деградацию личности.
9 Обоснование подобной «зональности коррупции» основано на предположении об общей зависимости уровня развития страны и особенностей ее географического положения.
Коррупция, по мнению приверженцев данной гипотезы, являясь отражением уровня развития общества, также имеет преимущественно широтное распространение.

[Back]