бескомпромиссностью, ставит перед педагогами и не менее важную задачу формирование основ гуманистической морали и позитивных в социальном отношении смысложизиенных ориентаций. Решению этих задач служит наша программа «Человек и его жизнь» Тема1: « Главные вопросы человеческой жизни это «Для чего мы живем?» и «Как быть счастливым?» Вид занятия лекция с элементами полилога. Тезисный план. 1. Появление и присутствие человека в жизни природы эго не случайность. «Как только представлю себе, что всё живое на Земле возникло случайно, а значит, никому не нужно, на душе становится так тоскливо, что хочется умереть» (А.Эйнштейн). 2. Природа интеллектуальной и духовной активности человека. «Дух человеческий так же необъятен, как Вселенная. Но поставить между ними знак тождества нельзя, ибо человек постоянно стремится к проявлению свое «Я», а Вселенная пассивна, она лишь материал для творчества Бога» (И.Кант). 3. Любая энергия только тогда имеет созидательную сущность, когда она целенаправлена, целеположена. «Скажи, куда и для чего, и горы я сверну!» (И.В.Гете). 4. «Несчастье это бесцельное и никому не нужное существование. Если несчастный человек умер, то это еще не значит, что он жил» (Конфуций). 5. «Философия для того и нужна, чтобы помочь человеку найти счастье» (Сократ). Тема 2: «Четыре позиции для ответа на вопрос «Что такое человек» (Сократ, Платон, Диоген, Эпикур) Вид занятия театрализованная лекция. Тезисный план: 1. Человек наедине со своим «Я». Ложная боязнь одиночества. Смысл изречения Хилона из Эфор (596 528 гг. до н.э.) : «Познай самого себя». 77 |
тренинг 3 Что такое «критическое мышление»? Правы ли Ильф и Петров: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе?» Лекция с элементами диспута 2 и 2ч. тренинг 4 «Комфортное» ощущение себя в жизни общества: рациональный и интуитивный подход к проблеме (догматическое, защитное и критическое мышление) Лекция с литературными иллюстрациями 2 и 2 ч. тренинг 5 Я — творец своего счастья? (Фатализм и философский оптимизм: какая позиция правильная и есть ли компромисс?) Студенческая конференция с лекционным выводом 2 и 2 ч. тренинг 6 Что такое нормативно-ценностная система общества? Она нас формирует или мы её? Лекция с элементами психол.самоисслед. 2 и 2ч. тренинг 7 «Человек счастлив ровно настолько, насколько он позволяег себе быть счастливым» (Конфуций) Лекция 2 и 2ч. треинг 8 Как найти дорогу свою дорогу и не сойти с неё? Лекция 2 и 2ч. тренинг Тезисный план вводного лектория. Занятие 1. Тема: « Главные вопросы человеческой жизни — это «Для чего мы живем?» и «Как быть счастливым?» Вид занятия лекция с элементами полилога. Тезисный план. Появление и присутствие человека в жизни природы это не случайность. «Как только представлю себе, что всё живое на Земле возникло случайно, а значит, никому не нужно, на душе становится так тоскливо, что хочется умереть» (А.Эйнштейн). Природа интеллектуальной и духовной активности человека. «Дух человеческий так же необъятен, как Вселенная. Но поставить между ними знак тождества нельзя, ибо человек постоянно стремится к проявлению свое «Я», а Вселенная пассивна, она — лишь материал для творчества Бога» (И.Кант). Любая энергия только тогда имеет созидательную сущность, когда она целенаправлена, целеположена. «Скажи, куда и для чего, и горы я сверну!» (И.В.Гете). «Несчастье это бесцельное и никому не нужное существование. Если несчастный человек умер, то это еще не значит, что он жил» (Конфуций). «Философия для того и нужна, чтобы помочь человеку найти счастье» (Сократ). Занятие 2. Тема: «Четыре позиции для ответа на вопрос «Что такое человек» (Сократ, Шатон, Диоген, Эпикур) Вид занятия театрализованная лекция. Тезисный план: Человек наедине со своим «Я». Ложная боязнь одиночества. Смысл изречения Хилона из Эфор (596 —528 гг. до н.э.) : «Познай самого себя». «Счастье это одержание постоянных побед над своими пороками. Борьба с собой и победа над собой единственный путь к познанию себя и обретеншо гармонии с собой», позиция Сократа (469 —399 гг. до н.э.). Применение театрализованного эпизода басни Эзопа. «Мир возник случайпо. Также случайно, в любой момент, он может исчезнуть. Поэтому нужно ловить наслаждение момента вот и вся мудрость ясизни», позиция основателя гедонизма Эпикура (341 ? гг. до н.э.). Применение театрализованного эпизода из пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» (монолог Раневской «Несчастная моя жизнь!») «Человек рожден для глубокого свободного мышления и труда, видя результаты которого он обретает счастье», такова позиция основателя «разумного эгоизма» Диогена (400 —323 гг. до н.э.) |