Психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются, писал С.Л.Рубинштейн [160]. «Деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который ее производит; работая над ним, он определяет не только его, но и себя...Такова, вообще, отличительная особенность всего органического: функционируя, организм сам формируется» [161]. Теперь это положение, принявшее более конкретную формулировку личность в деятельности и проявляется, и формируется, стало общепризнанным. В отечественной психологии и педагогике разработан ряд продуктивных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана К.А.АбульхановойСлавской, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, СЛ.Рубинштейна, Г.В.Суходольского, Е.Б.Старовойтенко, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова; исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии, В.П.Дружинина, Г.М.Зараковского, В.П.Зинченко, А.В.Карпова, A.А.Крылова, Б.Ф.Ломова, Д.А.Ошанина, КЛСПлатонова, B.А.Пономаренко, В.Ф.Рубахина. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности деятельности внесли работы П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания, способствовали работы М.Н.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.В.Давыдова, В.П.Кузьмина. В Философском словаре дано следующее определение «деятельности»: «деятельность в философии специфический человеческий способ отношения к миру «предметная деятельность»; представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы объектом своей деятельности» [185]. В Российской педагогической энциклопедии «деятельность специфическая форма обще18 |
деятельности; опыт осуществления способов деятельности, воплощ енный в умениях и навыках; опыт продуктивной творческой деятельности, выражаю щийся в готовности к реш ению новых проблем; опыт воспитанности потребностей, мотивов, обусловливаю щ их отнош ение к миру и систему ценностей личности. [193, с.41]. Очевидно, что обособление элементов социального опыта в известной степени, относительно. М ежду всеми элементами имеются достаточно устойчивые связи; каждый из предшествующ их элементов детерминирует функционирование последующих. Так, без знаний невозможно ни воспроизведение способов деятельности, ни их творческое применение. Новые знания при наличии опорных умений формирую т новые умения; применение известных способов деятельности приводит к приобретению , как новых знаний, так и к появлению новых способов деятельности. Сам поиск новых способов деятельности непременно сочетается с воспроизведением уже известных. Любой из элементов, переданный молодому поколению изолированно, при исклю чении других, не обеспечивает сохранение функций исключенных элементов (193, с.63]. Очевидно, что присвоение личностью выделенных элементов социального опыта возможно только в процессе собственной учебно-познавательной деятельности субъекта. И поскольку социальный опыт, присвоенный личностью , представляет собой идеальное явление, то уместно привести мысль о том, что «идеальное как форма человеческой деятельности и сущ ествует только в деятельности (курсив наш В.Ж .), а не в ее результате».1 Психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках, которые она соверш ает, одновременно и проявляются, и формируются, писал С.Л.Рубинш тейн: «Деятельность, определяю щ ая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который ее производит; работая над ним, он определяет не только его, но и себя... Такова, вообщ е, отличительная особенность всего органического: функционируя, организм сам формиру1См.: Ильенков Э В. Диалектическая логика: Очерк истории и теории. -М .. 1974.-С.201. ется. Теперь это положение, принявшее болсс конкретную формулировку -личность в деятельности и проявляется, и формируется, стало общепризнанным» [291, с.518; 292, с.94]. В отечественной психологии и педагогике разработан ряд продуктивных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это, прежде всего, работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, В.Н.Мясищева, Г.В.Суходольского, Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова; исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии, К.К.Платонова, Б.Ф.Ломова, Д.А.Ошанина, В.П.Зинченко, В.Ф.Рубахина, А.А.Крылова, Г.М.Зараковского, В.А.Пономарейко, В.П.Дружинина, А.В.Карпова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности деятельности внесли работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания, способствовали работы Н.А.Бердяева, М.Н.Бахтина, В.П.Кузьмина, В.В.Давыдова [348]. В Философском словаре дано следующее определение «деятельности»: «деятельность в философии специфический человеческий способ отношения к миру -«предметная деятельность»; представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы объектом своей деятельности» [336, C.96J. В «Российской педагогической энциклопедии» деятельность специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности» [287, с.263]. Наиболее близко к подобному пониманию деятельности приближается точка зрения М.С.Кветного, который рассматривает проблему деятельности с социологической точки зрения и определяет ее как «активность живых систем, возникающая на основе их отношения к окружающей среде с целью самопод |