ственно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности» [159]. Энциклопедия профессионального образования трактует деятельность как «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [199]. У С.Л.Рубинштейна мы встречаем идею интегративного подхода к вопросу о природе деятельности: «Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» [160,161]. В общем плане деятельность определяется как сложная, иерархически построенная многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню [137]. Рассматривая деятельность человека, М.С.Каган отмечает, что «деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как человеческое поведение» [89]. На психологическом уровне деятельность определяется А.Н.Леонтьевым как «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [114]. Продолжая эту мысль, А.Н.Леонтьев определяет деятельность и через понятие «отношение» (как взаимосвязь элементов внутри системы): «Те специфические 19 |
держания». В ее структуре выделяются эзотерический аспект, т.е. конституирующие элементы любой деятельности (интересы, потребности, цели, средства, продукт, результат), и экзотерический аспект, т.е. типы деятельности в зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта. К ней относится деятельность практическо-преобразовательная с подсистемами предметнотрудовой и социально-преобразующей, деятельность общения, духовнооценочная и деятельность по художественному освоению мира [149]. Рассматривая деятельность человека в наиболее общем плане, М С.Каган отмечает, что «деятельность охватывает и матери&тьш>практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как человеческое поведение» [143]. В общем плане, деятельность определяется как сложная, иерархически построенная многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню [248, с. 186]. На психологическом уровне деятельность определяется А.Н.Леонтьевым как «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и. превращения, свое развитие» [189]. Продолжая эту мысль, А.Н.Леонтьев определяет' деятельность и через понятие «отношение» Скак взаимосвязь элементов внутри системы) (курсив наш В.Ж.): «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности». Однако полагаем справедливым утверждение А.Н.Леонтьева о том, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее |