процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности». Однако полагаем справедливым утверждение А.Н.Леонтьева о том, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее форме входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса его порождение [114, 115]. В понимаемой таким образом человеческой деятельности различают объективные и субъективные, внешние и внутренние составные части. Подобное противопоставление весьма относительно. Со временем объективные части деятельности могут превратиться в субъективные, а внутренние экстериоризоваться, опредметиться. Следовательно, психологический анализ деятельности должен включать, наряду с внутренними, внешние предметные действия субъекта. Только в этом смысле подобный анализ может считаться завершенным. Аналогичный подход был предложен Б.Ф.Ломовым, который отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно. По мнению Б.Ф.Ломова, «разделение деятельностей на внешние и внутренние это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне» [118]. Другими словами, внешняя практическая деятельность интериоризуется, приобретает форму внутренней деятельности. Однако, приняв форму психического и став относительно самостоятельной, она не перестает быть деятельностью, т.е. процессами, направленными на решение жизненных задач [179]. Процесс сознания и внешняя деятельность это, по мнению А.Н.Леонтьева, две формы единого деятельности; при этом одна из этих форм есть порождение второй; ее дериват [114, 115]. Указывая на формы проявления деятельности, А.Н.Леонтьев отмечает: «Человеческая деятель20 |
держания». В ее структуре выделяются эзотерический аспект, т.е. конституирующие элементы любой деятельности (интересы, потребности, цели, средства, продукт, результат), и экзотерический аспект, т.е. типы деятельности в зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта. К ней относится деятельность практическо-преобразовательная с подсистемами предметнотрудовой и социально-преобразующей, деятельность общения, духовнооценочная и деятельность по художественному освоению мира [149]. Рассматривая деятельность человека в наиболее общем плане, М С.Каган отмечает, что «деятельность охватывает и матери&тьш>практические, и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как человеческое поведение» [143]. В общем плане, деятельность определяется как сложная, иерархически построенная многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключения от уровня к уровню [248, с. 186]. На психологическом уровне деятельность определяется А.Н.Леонтьевым как «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и. превращения, свое развитие» [189]. Продолжая эту мысль, А.Н.Леонтьев определяет' деятельность и через понятие «отношение» Скак взаимосвязь элементов внутри системы) (курсив наш В.Ж.): «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности». Однако полагаем справедливым утверждение А.Н.Леонтьева о том, что ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход абстрагируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее форме входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса его порождение [190, с.91; 191, с.49]. В понимаемой таким образом человеческой деятельности различают объективные и субъективные, внешние и внутренние составные части. Подобное противопоставление весьма относительно. Со временем объективные части деятельности могут превратиться в субъективные, а внутренние экстериоризовываться, опредметиться. Следовательно, психологический анализ деятельности должен включать наряду с внутренними, внешние, предметные действия субъекта. Только в этом смысле подобный анализ может считаться завершенным. Аналогичный подход был предложен Б.Ф.Ломовым, который отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны, и они связаны между собой неразрывно. По мнению Б.Ф.Ломова, «разделение деятельностей на внешние и внутренние это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а вну тренний процесс так или иначе проявляется вовне» [197, с.3-22]. Другими словами, внешняя практическая деятельность интериоризуется, приобретает форму внутренней деятельности. Однако, приняв форму психического и став относительно самостоятельной, она не перестает быть деятельностью, т.е. процессами, направленными на решение жизненных задач [313, с.25]. Процесс сознания и внешняя деятельность это, по мнению А.Н.Леонтьева, две формы единого деятельности, при этом одна из этих форм есть порождение второй; ее дериват [191, с.313]. Указывая на формы проявления деятельности, А.Н.Леонтьев отмечает: «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действий или цепи действий1. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность в учебных действиях, деятельность общения в действиях (актах) общения и т.д. Если из деятельно* Под «сасйствиом» АН.Леонтьев понимает процесс, подчиненный представлению о том рюулътате, который должен быть достигнут, т.с. процесс, подчиненный созкггсльной «ели (см.: Леонтьев АН. Проблема деятельности в психологии// Вопросы философии. 1972. Ш . -С.104). |