ведет себя в разных ситуациях. Нужно познать то, что лежит в основе поведения и что может неоднозначно проявляться в действиях и поступках. За непосредственно наблюдаемыми действиями лежат сложные психофизиологические системы, которые не рядоположены, а образуют определенную структуру. Основным свойством личности является ее своеобразие: каждый человек единственный в своем роде. Для того, чтобы прогнозировать результаты деятельности человека, необходимо знать, как личность воспринимает окружающее и почему реагирует на него определенным образом. Представление о целостности всегда предполагает выделение определенного системообразующего признака или системообразующего отношения, в зависимости от которого могут быть рассмотрены различные подходы к анализу личности, следовательно, изучение целостности личности может быть осуществлено на основе выделения этого системообразующего признака. Проблема изучения личности с точки зрения ее целостности не может быть решена без раскрытия вопроса о том, что является основанием этой целостности. С.Л.Рубинштейн ввел понятие «внутренние условия личности», то есть компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами и включают в себя и.общее, и особенное, и единичное [162]. «Общее» это социальные способности человека как представителя определенного рода; «особенное» то типичное, что он приобретает в процессе своей жизни в данных социальных условиях; «единичное» представлено индивидуальными особеностями, отличающими одного человека от другого. «Индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида», по мнению СЛ.Рубинштейна, являются основными составляющими «внутренних условий» [163]. Второе положение определяет понимание личности как открытой системы. Личность, как и всякая живая система, открытая система, которая существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением; она открыта миру через свое поведение, деятельность, она что-то получает из мира и что-то ему отдает. Целостность и открытость выступают как ин |
34 гармоничного развития всех ее свойств и сторон, выступающих в единстве природного и социального. Мы не будем углубляться в анализ различных трактовок понятия "личность". Считаем необходимым лишь отметить, что многочисленные исследователи проблемы личности сходятся в следующем: человек это биологическое существо, наделенное сознанием; "личность" понятие более узкое, чем поЕЕятие "человек"; личность не только продукт, но и субъект общественных отношений; личность это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности. Далее полагаем необходимым кратко остановиться на некоторых положениях, определяющих сущностное понимание личности. Первое положение определяет сущностное понимание личности с точки зрения ее уникальности и целостности. Изучение человека не может быть ограничено лишь констатацией того, как он влияет на других людей и ведет себя в разных ситуациях. Нужно познать то, что лежит в основе поведения и что может неоднозначно проявляться в действиях и поступках. За непосредственно наблюдаемыми действиями лежат сложные психофизиологические системы, которые не рядоположены, а образуют определенную структуру. Основным свойством личности является ее своеобразие: каждый человек — единственный в своем роде. Для того чтобы прогнозировать результаты деятельности человека, необходимо знать, как личность воспринимает окружающее и почему реагирует на него определенным образом. Представление о целостности всегда предполагает выделение определеного системообразующего признака или системообразующего отношения, в зависимости от которого могут быть рассмотрены различные подходы к анализу личности, следовательно, изучение целостности личности может 35 быть осуществлено на основе выделения этого системообразующего признака. Проблема изучения личности с точки зрения ее целостности не может быть решена без раскрытия вопроса о том, что является основанием этой целостности. С.Л.Рубинштейн ввел понятие «внутренние условия личности», то есть компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами и включают в себя и общее, и особенное, и единичное [159]. «Общее» —это социальные способности человека как представителя определенного рода; «особенное» то типичное, что он приобретает в процессе своей жизни в данных социальных условиях; «единичное» представлено индивидуальными особеностями, отличающими одного человека от другого. «Индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида», по мнению С.Л.Рубинштейна, являются основными составляющими «внутренних условий» [160], Второе положение определяет понимание личности как открытой системы. Личность, как и всякая живая система, открытая система, которая существует лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением; она открыта миру через свое поведение, деятельность, она что-то получает из мира и что-то ему отдает. Целостность и открытость выступают как интегральные характеристики человека, определяющие совокупность отношений между реальным и потенциальным. Следующее положение гуманистического подхода связано с пониманием личности как активной системы. В своих взаимоотношениях с окружающим миром личность выступает как активное начало. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающий мир. Человек не пассивный объект воздействия, а активный |