Проверяемый текст
Садилов, Игорь Владимирович; Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 49]

общем виде активность это присущий личности способ объективизации, самовыражения (и в деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом) в соответствии с ее высшими потребностями в признании, ценности и т.д....
Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки и определенным образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность.
Активность в широком смысле слова это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств с другой»
[I].
Гуманистический подход к человеку предполагает также и понимание личности в ее актуальном опыте.
Актуальный опыт это личностно значимый субъективный опыт индивида, лежащий в основе его научения.
А в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция), которое проявляется в совершаемых на'протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать.
Развитие деятельности и развитие личности как субъекта выступают в диалектическом тождестве.
Это дуалистическое развитие, по мнению Н.С.Злобина, означает расширение, углубление социального опыта личности, распредмечивание его результатов, которые и представляют собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития
[82].
Для индивида результаты предшествующего опыта выступают не в качестве
«надындивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленное адресование индивиду его возможностей выступить активным субъектом, постигать и развивать опыт предшествующих поколений.
Рассмотрение под этим углом зрения деятельности индивида представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосуществление и самореализация последней в этой
дея49
[стр. 37]

деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом) в соответствии с ее высшими потребностями в признании, ценности и т.д....
Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки и определенным образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность.
Активность в широком смысле слова — это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств с другой»
[148].
.
Гуманистический подход к человеку *предполагает также и понимание личности в ее актуальном опыте.
Актуальный опыт —это личностно значимый субъективный опыт индивида, лежащий в основе его научения.
А в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция), которое проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать.
Развитие деятельности и развитие личности как субъекта выступают в диалектическом тождестве.
Это дуалистическое развитие, по мнению Н.С.Злобина, означает расширение, углубление социального опыта личности, распредмечивание его результатов, которые и представляют собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития.

Для индивида результаты предшествующего опыта выступают не в качестве
«надиндивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленное адресование индивиду его возможностей выступить активным

[стр.,38]

субъектом, постигать и развивать опыт предшествующих поколений.
Рассмотрение под этим углом зрения деятельности индивида представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосуществление и самореализация последней в этой
деятельности.
В деятельности субъект предстает как субъект активный, самоопределяющийся относительно объекта, рефлексирующий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающий этот объект в свой собственный внутренний мир.
Поэтому мир деятельности есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»).
Поэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью, но и, пожалуй, в большей степени самим человеком.
В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития.
В этом случае «личностные начала человека, по мнению М.Б.Туровского, становятся символом могущества личности именно потому, что эго начало обретает самостоятельное существование», получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя [174, 175].
A.A.Вербицкий отмечает, что «...П роявляя активность..., человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей.
И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет

[Back]