тельности. В деятельности субъект предстает как субъект активный, самоопределяющийся относительно объекта, рефлексирующий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающий этот объект в свой собственный внутренний мир. Поэтому мир деятельности есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»). Поэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью, но и, пожалуй, в большей степени самим человеком. В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. В этом случае «личностные начала человека», по мнению М.Б.Туровского, «становятся символом могущества личности именно потому, что это начало обретает самостоятельное существование», получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя [182]. А.А.Вербицкий отмечает, что «...Проявляя активность... человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее» [43]. Таким образом, в отечественной психологии, опираясь на принципы детерминизма, активности и развития и руководствуясь деятельностным подходом, личность выступает не простым результатом биологического созревания или продуктом специфических условий жизни и деятельности, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в процессе которой индивид приобретает личностные черты. Вышеизложенные принципиальные позиции с точки зрения гуманистического подхода определяют 50 |
субъектом, постигать и развивать опыт предшествующих поколений. Рассмотрение под этим углом зрения деятельности индивида представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосуществление и самореализация последней в этой деятельности. В деятельности субъект предстает как субъект активный, самоопределяющийся относительно объекта, рефлексирующий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающий этот объект в свой собственный внутренний мир. Поэтому мир деятельности есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»). Поэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью, но и, пожалуй, в большей степени самим человеком. В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. В этом случае «личностные начала человека, по мнению М.Б.Туровского, становятся символом могущества личности именно потому, что эго начало обретает самостоятельное существование», получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя [174, 175]. A.A.Вербицкий отмечает, что «...П роявляя активность..., человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее» [93]. Таким образом, в отечественной психологии, опираясь на принципы детерминизма, активности и развития и руководствуясь деятельностным подходом, личность выступает не простым результатом биологического созревания или продуктом специфических условий жизни и деятельности, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в процессе которой индивид приобретает личностные черты. Вышеизложенные принципиальные позиции с точки зрения гуманистического подхода определяют личность как уникальную, целостную, открытую и интеициальную систему, представляющую собой не нечто заранее заданное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Понятие «самоактуализация» является относительно новым, хотя в последние годы используется в педагогических исследованиях довольно часто. Сначала этот термин находился в общем ряду с такими понятиями, как «самораскрытие», «самоутверждение», «самовыражение». Несколько позже категория «самоактуализация» была выделена из синонимического ряда, что нашло отражение в психологическом словаре (1983 г.) [145]. Как уже указывалось выше, изначально концепция самоактуализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития (самодвижения). Этимологически слово «самоактуализация» происходит от слова актуализация, которое трактуется как «переход из состояния возможности в состояние действительности». В самом общем смысле самоактуализация определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Именно |