Проверяемый текст
Садилов, Игорь Владимирович; Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 51]

личность как уникальную целостную открытую и интенциальную систему, представляющую собой не нечто заранее заданное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.
Понятие «самоактуализация» является относительно новым, хотя в последние годы используется в педагогических исследованиях довольно часто.
Сначала этот термин находился в общем ряду с такими понятиями, как «самораскрытие», «самоутверждение», «самовыражение».

Как уже указывалось выше, изначально концепция самоактуализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития (самодвижения).
Этимологически слово «самоактуализация» происходит от слова актуализация, которое трактуется как «переход из состояния возможности в состояние действительности».
В самом общем смысле самоактуализация определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Именно
достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью образования личности в отличие от формализованной передачи обучаемому знаний и социальных норм в традиционной педагогике.
Идеи гуманистической педагогики получили международное признание, они находят отражение в некоторых международных педагогических программах.
Однако трудно согласиться с тем, что благородная цель воспитания: раскрытие творческого, духовного потенциала личности, ее индивидуального своеобразия не волновала умы и сердца педагогов и «» ученых во все времена.
Поэтому полагаем необходимым
провести краткий экскурс в историю проблемы самоактуализации личности.
Уже для педагогических поисков Я.А.Коменского характерно осознание необходимости считаться с особенностями ребенка, его возможностями, его восхождением по ступеням духовного роста
[100].
Ж.-Ж.Руссо считал, что в воспитании необходимо следовать «естественному ходу»
51
[стр. 39]

интеллектуальную и практическую деятельность, преломляет внешнее через внутреннее» [93].
Таким образом, в отечественной психологии, опираясь на принципы детерминизма, активности и развития и руководствуясь деятельностным подходом, личность выступает не простым результатом биологического созревания или продуктом специфических условий жизни и деятельности, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в процессе которой индивид приобретает личностные черты.
Вышеизложенные принципиальные позиции с точки зрения гуманистического подхода определяют личность как уникальную, целостную, открытую и интеициальную систему, представляющую собой не нечто заранее заданное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.
Понятие «самоактуализация» является относительно новым, хотя в последние годы используется в педагогических исследованиях довольно часто.
Сначала этот термин находился в общем ряду с такими понятиями, как «самораскрытие», «самоутверждение», «самовыражение».

Несколько позже категория «самоактуализация» была выделена из синонимического ряда, что нашло отражение в психологическом словаре (1983 г.) [145].
Как уже указывалось выше, изначально концепция самоактуализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития (самодвижения).
Этимологически слово «самоактуализация» происходит от слова актуализация, которое трактуется как «переход из состояния возможности в состояние действительности».
В самом общем смысле самоактуализация определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Именно


[стр.,40]

достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью образования личности в отличие от формализованной передачи обучаемому знаний и социальных норм в традиционной педагогике.
Идеи гуманистической педагогики получили международное признание, они находят отражение в некоторых международных педагогических программах.
Однако трудно согласиться с тем, что благородная цель воспитания: раскрытие творческого, духовного потенциала личности, ее индивидуального своеобразия — не волновала умы и сердца педагогов и ученых во все времена.
Поэтому полагаем необходимым
дать краткую справку из истории проблемы самоактуализации личности.
Уже для педагогических поисков Я.А.Коменского характерно осознание необходимости считаться с особенностями ребенка, его возможностями, его восхождением по ступеням духовного роста
[84].
Ж.-Ж.Руссо считал, что в воспитании необходимо следовать «естественному ходу»
развития самого ребенка, способствовать максимальному развитию самодеятельности [164].
И.Г.Песталоцци сравнивал искусство воспитания с деятельностью садовника и выдвинул идею о том, что каждый может развивать свои способности [131].
Важной задачей воспитания Дж.Локк считал развитие природных дарований “до возможных пределов”.
Ом был убежден, что если тщательно наблюдать за свойствами души ребенка, то можно будет судить о направлении его мыслей и стремлений [85].
А.Дистервег задачу природосообразного воспитания видел в том, чтобы в соответствии с природой возбуждать задатки [8,С.95].
К.Д.Ушинский отмечал, что «гармония в человеческом образовании состоит не в том, чтобы существующие в человеке силы развить с

[Back]